Кадровый произвол – злокачественная опухоль России
Система образования России стала генерировать необратимый процесс деградации уровня знаний выпускников. Система пошла в разнос: незнайки стали готовить еще больших незнаек.
Чтобы перейти на шестой технологический уклад и остаться в числе развития стран, Россия должна в кратчайшее время в условиях обострения геополитического противостояния совершить рывок от экономики сырьевого придатка к экономике опережающего развития.
При присутствующей кадровой политике уничтожения научно-технического потенциала страны такой переход, тем более рывок не возможен принципиально.
Научно-технический потенциал является основой геополитического потенциала страны, необходимым условием ее развития, безопасности и суверенности зависит от творческого потенциала народа, системы образования и науки и количества научно-технических работников.
Наш народ одарен от Бога!
Система образования дает знания, пробуждает творческую активность народа и готовит кадры для науки и народного хозяйства. Наука открывает новые знания, систематизирует и использует их для научно-технического, технологического и экономического развития страны.
В современных условиях усложнения и возрастания количества прикладных задач требует увеличения численности ученых (научно-технических работников).
В развитых и развивающихся странах особенно во время экономических кризисов увеличивается число научно-технических работников. В России же за последние 25 лет численность ученых уменьшилась почти в три раза (с 1 900 000 человек до ~700 000 человек в 2015 году) и продолжает падать.
В Китае в настоящее время численность ученых превысило 1 900 000 человек и продолжает расти. В США за это время число научных работников выросло с 700 000 человек до 1 600 000 человек в основном за счет России (около 900 000 выходцев из России работает на постоянной основе).
В СССР была создана уникальная система научных и научно-технических (научно-исследовательских) институтов, центров, проектных институтов и КБ, позволяющая выполнять весь комплекс научных исследований (от фундаментальных до опытно-конструкторских).
Фундаментальные исследования выполнялись институтами и центрами АН СССР (сейчас РАН); научно-исследовательские работы (НИР) – отраслевыми научно-исследовательскими институтами (НИИ) совместно с институтами АН (РАН); научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – отраслевыми НИИ и КБ и другими проектными организациями; опытно-конструкторские работы (ОКР) – КБ и другими проектными организациями.
Натурные испытания опытных и серийных образцов – на испытательных комплексах КБ, полигонах, аэродромах, космодромах и других исследовательских центрах.
Ученые принимали непосредственное участие в системе образования, преподавая в ВУЗах.
Преподаватели вузов участвовали в научных, научно-технических и технологических исследованиях по договорам с институтами АН (РАН), отраслевыми НИИ и КБ.
Образование было бесплатным и доступным всем слоям населения, аспиранты получали достойную зарплату.
Благодаря высочайшему уровню образования и науки СССР победил в Великой Отечественной войне, первым вышел в космос, в послевоенное время был достигнут паритет с Западом. Созданный в СССР научно-технический задел до сих пор используется в России при создании современных видов вооружений, Россия до сих пор входит в число развитых стран. Советские школьники постоянно побеждали в Международных Олимпиадах по математике.
В результате реформы, проводимой по западным лекалам, выпускниками и педагогами Высшей школы экономики (ВШЭ) и другими оппонентами России система образования страны пришла в упадок.
За последние 15 лет российские школьники побеждали на Международных Олимпиадах по математике только один раз, в последнее время стали занимать места во втором десятке. 12 раз побеждали школьники Китая. В 2016 году победили школьники из США и это не случайно, поскольку президент США Б. Обама заявил, что эффективность системы образования будет оцениваться по результатам участия в Международных Олимпиадах по математике.
Согласно программы оптимизации системы образования до 2020 года запланировано сокращение числа бюджетных вузов на 40%, а их филиалов на 80%. Недавно представитель ВШЭ в интервью ТВ «Россия 1» завила, что будет создано около 30 опорных вузов и только в них и федеральных университетах сохранятся бюджетные места, общее количество которых (по планам оптимизаторов) тоже будет сокращено в 2017 году. Это означает одно, что остальные около 600 государственных вузов превратятся в коммерческие, либо будут ликвидированы.
Высшее образование становится платным и элитарным, недоступным для большинства населения страны, поскольку половина его уже за чертой бедности.
К этому следует добавить, что только обязательные платежи за учебу в аспирантуре достигли 400 тыс. руб.
С начала 2017 года в вузах проходит массовое сокращение ставок преподавателей, а значит и самих преподавателей (с целью выполнения майских указов Президента РФ в части повышения зарплаты оставшимся преподавателям).
Если в СССР на образование выделялось около 11% ВВП, а в США – 3%, то сейчас в России запланировано в 2017 году – 3,5% ВВП. В США сейчас тратится на образование более 10% ВВП.
О печальном состоянии системы образования страны говорит тот факт, что даже директора многих московских школ затрудняются найти учителей, способных решать задачи по математике за старшие классы. Круг замкнулся: оптимизация системы образования, проводимая «эффективными» менеджерами сознательно или бессознательно, привела к падению престижа профессии учителя, упрощеннию образовательного стандарта и как следствие к снижению уровня подготовки абитуриентов особенно педагогических вузов. В итоге резко снизился и уровень подготовки выпускников вузов.
Система образования России стала генерировать необратимый процесс деградации уровня знаний выпускников. Система пошла в разнос: незнайки стали готовить еще более худших незнаек.
Чтобы остановить деградацию, наладить процесс получения достойных знаний, возродить лидирующие позиции отечественного образования, необходимо вернуть системе образования России статус госслужбы, укрепить Министерство образования и науки профессионалами, вернуть в школу учителей-ветеранов, и в вузы ученых, обеспечить достойное финансирование.
В науке ситуация еще хуже, чем в образовании. Разгром РАН практически завершен. Академия наук превращается в клуб по интересам. Институты и другие научные центры РАН перешли в подчинение ФАНО, возглавляемое некто Котюковым, не могущим дать определение, что такое наука. В итоге уничтожаются уникальные научно-технические школы, обеспечивающие доселе обороноспособность и безопасность России, по сути, ликвидируется фундамент научно-технического потенциала страны – академическая наука. Ведь несерьезно думать, что высшая школа экономики, Сколтех, МГУ, ЛГУ и еще несколько остальных вузов и научных центров способны выполнять весь комплекс академических исследований, не говоря о необходимом для развитой страны, (претендующей на великую) объеме прикладных исследований.
Отраслевые научно - исследовательские институты и центры влачат жалкое существование. Не лучше обстоят дела в бывших отраслевых конструкторских бюро (КБ) и других проектных коллективах. Под руководством «эффективных» менеджеров уничтожаются научно-технические школы, создавшие уникальную технику и передовые технологии.
Особую тревогу вызывает образование руководителей ОПК:
Министр промышленности и торговли Д. Мантуров |
Психолог, экономист |
Генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» И. Комаров |
Финансист |
Председатель Совета директоров объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) В. Дмитриев |
Банкир, финансист |
Президент ОАК Ю. Слюсарь |
Юрист, экономист |
Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) А. Артюхов Министр |
Финансист |
Генеральный директор государственной корпорации «Ростех», С. Чемезов |
Экономист |
Индустриальный директор «Ростех» А. Сердюков |
Финансист |
Президент ОАО РКК «Энергия» В. Солнцев |
Финансист |
Генеральный директор НПО «Энергомаш» И. Арбузов |
Инженер, никогда не занимался разработкой ракетных двигателей |
Исполнительный директор АО «КБХА» А. Камышев |
Финансы и кредит |
Генеральный директор авиастроительной корпорации «МИГ» И. Тарасенко |
Экономист, Московская школа управления «Сколково» |
Генеральный директор ОАО «Ил» С. Вельможкин |
Экономист, никогда не занимался проектированием самолетов |
Генеральный директор ПАО «Туполев» А. Конюхов |
Экономист, никогда не занимался проектированием самолетов |
Генеральный директор ЦИАМ М. Гордин |
английский подданный, менеджер |
Этот далеко неполный перечень показывает, кто руководит научно-технической политикой в области промышленности и ОПК, перспективными разработками авиационной и космической техники. Поэтому за последние 25 лет не разработан ни один отечественный пассажирский самолет, остановлены разработки перспективных авиационных двигателей (в тоже время Центральный институт авиационного моторостроения - ЦИАМ в начале 2017 года возглавил иностранный гражданин).
Как правило, эти «эффективные» менеджеры до назначения занимались финансовыми операциями и торговлей, причем в основном в ущерб интересам страны.
Если продукция советского авиапрома составляла половину мирового рынка, то сейчас эту нишу заняли США и Европа. Тогда разработкой авиационной техники занимались выдающиеся авиаконструкторы, ученые с мировым именем А. Туполев, А. Микоян, С. Ильюшин, Г. Новожилов, П. Сухой, А. Яковлев, В. Мясищев, Н. Кузнецов, А. Микулин и др. А торговали авиационной техникой в интересах страны настоящие специалисты в области внешней торговли. А сейчас одни «эффективные» менеджеры, торгующие в основном интересами страны. Один Мантуров, что стоит, заключил договор с Канадой на отверточную сборку самолетов «Бомбардье», да спасибо санкциям, договор расторгли. Сейчас он активно проталкивает заключение договора с Китаем на производство широкофюзеляжных самолетов российской разработки, в то время когда российские авиазаводы простаивают. Это нонсенс, когда менее развитая экономика будет инвестировать более развитую. Это Китай должен покупать наши самолеты, инвестируя тем самым наш авиапром. Куда смотрят наши спецслужбы и наш Президент. Продолжает деградировать наша гордость —космическая отрасль – «эффективные» менеджеры уверенно ведут ее к катастрофе. И. Комаров, разваливший «Автоваз», разваливает и космонавтику. В первую очередь уничтожаются уникальные научно-технические школы: РКК НПО «Энергия» (наследие Королева), АО КБ «Энергомаш» им. В.П. Глушко, АО КБХА, КБ «Химмаш» им. А.М. Исаева. В 2015 году распоряжением Комарова КБХА и КБ «Энергомаш» объединены в НПО «Энергомаш», Генеральным директором которого назначен Арбузов, производственник, никогда не занимавшийся разработкой ракетных двигателей.
В августе 2015 года вместо генерального конструктора АО КБХА В.С. Рачука назначен исполнительным директором некто Камышев, не знающий до назначения, что такое ракетный двигатель. Уволенного в июле 2015 года под надуманным предлогом Рачука, Камышев отказался назначать своим советником. Под предлогом оптимизации проведено сокращение около 300 специалистов, из них 11 докторов и кандидатов наук, главных специалистов по разработке основных агрегатов и узлов ЖРД.
В одном из интервью в начале 2016 года Камышев заявил, что ракетное двигателестроение для него новое направление, но без новых вызовов постановки новых задач не бывает и развития …, что накопленный им опыт может принести пользу КБХА …, что в своей работе он будет ориентироваться на те цели и задачи, которые ставит руководство во главе с И. Комаровым … .
Комментарии излишне.
В истории бывали случаи, когда люди даже с гуманитарным образованием становились организаторами производства, конструкторами, пройдя все ступени профессионального роста, начиная с разнорабочего. Но никогда не было случая, когда сразу становились руководителями, тем более проектных предприятий.
После оптимизации из специалистов остались в основном безропотные и безынициативные кадры, а наверх всплыли те, кто готов выполнять любые указания «эффективных» менеджеров. Один из них, назначенный Камышевым главным конструктором ОА КБХА В. Горохов, выступая в Советском районом суде г.Воронежа в качестве свидетеля по делу о дискриминации и дискредитации главного специалиста ОА КБХА В.Н. Скачилова на вопрос судьи о причине незаконного сокращения в 2016 году Скачилова ответил, что сейчас мало работы и нет заказов на новые разработки, а со старым заделом справятся специалисты более низкой квалификации, чем В.Н. Скачилов, имеющий самую высокую квалификацию на предприятии… О какой перспективе и о каком развитии может идти речь при таких горе – руководителях???
Подобные процессы происходят и в бывшем АО КБ «Энергомаш». Механическое объединение двух уникальных научно-технических школ приводит к их уничтожению, потере управляемости и увеличению накладных расходов, прерыванию преемственности поколений.
Перед космической отраслью стоит ответственная, я бы сказал судьбоносная для безопасности России задача создания в кратчайший срок сверхтяжелых ракет-носителей для вывода на геостационарную орбиту систем противодействия ПРО США, не отменяется задача доведения количества спутников орбитальной группировки к 2020 году с 180 до 400 и более. У США уже сейчас около 400.
Для достижения поставленных задач необходимо срочно поставить во главе отрасли В.А. Лопоту, незаслуженно уволенного в 2014 году с поста генерального конструктора РКК НПО «Энергия», напрямую подчинить Роскосмосу АО КБ «Энергомаш», АО КБХА, АО КБ «Химмаш» с целью восстановления необходимой экономической самостоятельности и творческой активности, вернуть ветеранов, которые владеют требуемым опытом, заменить «эффективных» менеджеров на генеральных конструкторов, обеспечить требуемое финансирование в том числе за счет сокращения накладных расходов (руководства корпораций, НПО, холдингов и их офисных планктонов).
Назначение генеральных конструкторов должно происходить на уровне военно-промышленной комиссии страны с целью обеспечения необходимой самостоятельности и творческой свободы.
Тревожное положение сложилось в системе военного образования. Если ранее военные высшие учебные заведения выпускали младших офицеров-начинающих военных специалистов, а в академиях готовили кадровый резерв для высшего и старшего офицерского состава из числа лучших офицеров не ниже майора, то сейчас после реформы военного образования многие академии выпускают младших офицеров. Например, после слияния военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского и военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина в академию им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и перевода ее из Москвы в Воронеж, когда ведущие преподаватели-ученые с мировым именем, в том числе, остались по уважительным причинам в Москве, в Воронеже стали выпускать младших офицеров, поскольку уровень вновь набранных преподавателей не позволят пока готовить офицеров для высших и старших командных должностей. Утрачены две выдающиеся военные научно-технические школы, подготовившие выдающихся командиров и инженеров, конструкторов.
Их выпускниками были С. Ильюшин, В. Ильюшин, А. Микоян, П. Сухой, Н. Кузнецов, А. Яковлев, Ю. Гагарин и другие выдающиеся авиационные конструкторы и командиры.
Аналогичным образом снизился статус военной академии химзащиты, утрачена уникальная научно-техническая школа.
Бывший министр обороны (мебельщик) Сердюков заявил в свое время, что Генштаб надо омолодить за счет лейтенантов, что было им сделано. Необходимость в академическом образовании отпала сама собой, благодаря «новаторству» Сердюкова. Его давно уж нет, а кадровый голод в Генштабе до сих пор имеет место быть.
Как проклятье над Россией нависла кадровая проблема в экономике. Казалось перепроизводство экономистов, финансистов, менеджеров налицо, однако по настоящему профессионалов, способных создать и управлять экономикой опережающего развития, к сожалению, высшая школа не выпускает, а сохранившиеся еще профессионалы отстранены от управления экономикой.
Колониальная, сырьевая экономика современной России является следствием привязанности ее к макроэкономике, навязанной отсталым странам, как передовая рыночная экономическая теория Фридмана, основная суть которой – рынок все отрегулирует. Основные критерии (регуляторы) которой: курс национальной валюты, денежная масса, инфляция, конкурентоспособность. Падение курса национальной валюты якобы необходимое условие повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Однако это приводит к удешевлению основных фондов и природных ресурсов, при этом потери во много раз превышают полученную прибыль. Поэтому приватизация предприятий целых отраслей особенно в сырьевом секторе во время падения курса национальной валюты – это распродажа страны по сниженным ценам. Страна беднеет ради обогащения кучки избранных, кроме того, основные богатства страны переходят в собственность геополитических противников.
Сжатие денежной массы в кризисы особенно, якобы для снижения инфляции и коррупции, на самом деле раскручивает инфляцию и коррупцию, останавливает любое производство, приводит к углублению экономического кризиса в стране, коллапсу экономики, утрате государственного суверенитета. И такая экономика утверждается как единственно правильная, как истина в последней инстанции.
Не случайно «творческое» наследие младореформаторов во главе с Гайдаром, превративших Россию в сырьевой придаток Запада, высшая школа экономики, называется в простонародье «вышкой», педагоги и воспитанники которой стали у руля экономики страны.
Одним словом «вышка» приговорила страну к вышке.
Кадровый произвол как раковая опухоль, метастазы которой проникли во все сферы государственного управления и экономики страны, разрушает российскую государственность. Однако пока еще сохраняется возможность на базе отечественного опыта, в том числе опыта правительства Примакова, опыта Китая переломить опасную тенденцию. Необходима политическая воля Верховной власти страны. Внешняя политика, направленная на укрепление геополитического статуса России, восстановления ее военного паритета с геополитическими противниками, проводимая Президентом страны В.В. Путиным, министром обороны С.К. Шойгу, Министром иностранных дел С.В. Лавровым, вселяет некоторую надежду на сохранение и развитие России, как Великой державы, способной возглавить процесс ненасильственного развития человечества.
А. Л. Коротеев, ответственный секретарь Центрально-Черноземного отделения Академии Геополитических проблем
(Нет голосов) |
Комментарии
![]() |
Пока Россия будет оставаться военно-бюрократической империей , где господствует элита чиновников и силовиков - никакого интеллектуального прорыва в технологиях не будет! СССР построил военно-промышленный комплекс на крови раскулаченных крестьян, путем Гулага. В послевоенное время еще действовала как то вера в коммунизм - на этом голом энтузиазме люди еще совершали трудовые подвиги . Но сейчас - обмануть народ как делали коммунисты - невозможно! Нужна здоровая и честная этическая система отношений государства- общества- бизнеса , - но ее нет и не может быть в условиях диктата самодержавной Вертикали Власти сверху. Поэтому в отличие от США в России и не будет научно-экономического бума!
|