Навигатор для инвесторов
Первый полномасштабный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации уже стал инструментом принятия решения о реализации инвестиционных проектов.
Стимул для повышения качества управления
Правда, директор регионального направления Рейтингового агентства «Эксперт РА» Владимир Горчаков высказал тогда сомнения, вот какого порядка: «Основные проблемы данного рейтинга я вижу в том, что достаточно существенную роль будут играть опросы предпринимателей. До сих пор я не встречал ни одного действующего в России рейтинга, где были бы опрошены предприниматели во всех 83 субъектах Федерации. Предприниматели в регионах России крайне закрыты для таких массовых опросов. Невозможно поверить в открытое отношение предпринимателей к региональной власти». Но идею рейтинга поддержали все ведущие деловые объединения. Агентство выступило в роли координатора, а весь процесс сбора и обработки данных был сосредоточен в рабочей группе, куда вошли представители РСПП, ТПП, «Деловой России», «ОПОРЫ России», Клуба лидеров. В прошлом году в первом пилотном рейтинге участвовал только 21 регион.
А недавно в рамках работы Петербургского экономического форума был представлен уже полноценный национальный рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, составленный Агентством стратегических инициатив. Полномасштабный рейтинг сохранил 4 ключевых направления, также как и в пилотном варианте, с незначительными изменениями на уровне показателей.
Президент Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2015, высоко оценил национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. «Сам по себе рейтинг не самоцель – он даст механизм для распространения лучших административных практик по всей стране», – заявил он.
По словам президента, рейтинг должен стать стимулом для повышения качества управления в нашей стране. Владимир Путин поручил создать в каждом регионе штабы по сокращению административных барьеров и проектных офисов. На федеральном уровне будет создан центр для формирования по обмену лучшими практиками. Президент рассчитывает, что центр поможет создать новый пласт государственных управленцев, которые понимают запросы бизнеса.
Полномасштабное проведение национального рейтинга АСИ развернуло в конце 2014 года. В нем приняли участие все 85 субъектов РФ. Для подготовки рейтинга опросили 230 тыс. предпринимателей по всей стране. В результате в проекте приняли участие примерно 5% предпринимателей нашей страны. Эти люди оценивали регион, где они сейчас работают, по четырем направлениям. Всего оценивались 50 показателей. Первое – регуляторная среда. Предприниматели, которые получали разрешение на строительство, подключались к электросетям, регистрировали предприятия и собственность, оценивали, сколько дней у них заняли все эти мероприятия, какие были трудности. Второе – оценили инфраструктуру регионов. Третье – законодательную базу по работе с инвесторами и административные барьеры в части чрезмерно запрашиваемых документов, избыточных проверок, степень коррупции в регионах на разных уровнях власти. Четвертое направление, по которому были опрошены предприниматели, – это эффективность мер поддержки малого среднего бизнеса в регионе. По сути, 75% оценки – это опросы. И только 25% – это региональная и федеральная статистика.
По словам ректора Московской школы управления Сколково Андрея Шаронова, в рейтинге оценивался инвестиционный климат и управленческие усилия команды каждого губернатора. «Рейтинг будет использоваться инвесторами при выборе регионов для запуска новых проектов», – считает президент общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин.
Субъект РФ |
Рейтинг по интегральному индексу |
Регуляторная среда |
Институты для бизнеса |
Инфраструктура и ресурсы |
Поддержка малого предприни-ва | |||
ГРУППА ЛИДЕРОВ | ||||||||
Калужская область |
2 |
A |
A |
C |
A | |||
Белгородская область |
3 |
C |
A |
A |
B | |||
Тамбовская область |
4 |
B |
A |
B |
C | |||
II ГРУППА Регионы с комфортными условиями для бизнеса | ||||||||
Костромская область |
6 |
B |
A |
C |
B | |||
Тульская область |
10 |
B |
B |
C |
C | |||
Москва |
11 |
B |
B |
C |
C | |||
Воронежская область |
12 |
B |
B |
C |
C | |||
Владимирская область |
16 |
B |
B |
C |
C | |||
Курская область |
17 |
D |
B |
B |
B | |||
Московская область |
20 |
B |
B |
D |
B | |||
Орловская область |
25 |
B |
B |
B |
E | |||
III ГРУППА | ||||||||
Ярославская область |
28 |
C |
B |
D |
B | |||
Липецкая область |
32 |
D |
B |
D |
B | |||
Брянская область |
33 |
B |
B |
B |
D | |||
Ивановская область |
34 |
C |
B |
C |
C | |||
IV ГРУППА | ||||||||
Смоленская область |
58 |
C |
D |
D |
D | |||
Тверская область |
67 |
D |
C |
D |
D | |||
V ГРУППА | ||||||||
Рязанская область |
68 |
E |
D |
D |
D |
Нужна системная работа по улучшению инвестиционного климата
Лидером рейтинга в этом году стал Татарстан. Прошлогодний победитель пилотного рейтинга – Калужская область – переместилась на 2-е место. Также в первой группе – Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области. Участие, как было уже сказано, принимало 85 регионов, но в рейтинг вошли только 76. Девять регионов не вошли в рейтинг по разным причинам. Севастополь и собственно Крым аналитики посчитали некорректным сейчас включать в рейтинг и сравнивать их с другими регионами России, потому что течение 2014 года они пребывали в разной юрисдикции – сначала Украины, потом России. На Чукотке и в Ненецком автономном округе на больших территориях очень маленькая плотность населения. И доля бизнеса по отношению к другим регионам очень низка. Соответственно, оценка пяти бизнесменов на регион тоже не совсем релевантная. Ряд республик Северного Кавказа и Южного федерального округа тоже не были включены в рейтинг по причине пассивного отношения бизнеса к опросу.
Итоги рейтинга 19 июня в рамках работы ПМЭФ-2015 Агентство стратегических инициатив подвело совместно с компанией BCG (The Boston Consulting Group) и ВЦИОМ. Были сделаны определенные выводы. Первый состоит в том, что все 85 регионов разработали дорожные карты по улучшению инвестиционного климата. Во многих регионах созданы проектные офисы, штабы, работающие в этом направлении. Теперь, как отметил президент России Владимир Путин в своем выступлении, необходима именно системная работа в этом направлении. Необходимо создавать ответственные региональные команды, которые смогут отвечать за свои действия. Главное, что в процесс включены не только органы исполнительной власти, но и региональный бизнес, который может дать оценку, экспертизу действий регионов. А также оценку действий руководителей территориальных органов, действий монополий, которые оказывают услуги бизнесу.
Второе, что отметили аналитики, это сокращение худших значений по ряду показателей, которые помогла выявить работа в пилотных регионах. Например, в прошлом году самый длительный срок получения разрешения на строительство составлял 540 дней. В этом году во всех регионах крайнее значение – это примерно 250 дней. И этот показатель характерен для всех регионов – не дожидаясь результатов рейтинга, специальных поручений, регионы проводили работу с той целью, чтобы не оказаться последними в рейтинге. Обменивались опытом, старались применить лучшие успешные практики в своих регионах.
Итоги текущего рейтинга показывают, что движение идет в правильном направлении. Но остаются вопросы, связанные с удовлетворенностью бизнеса в части доступа к финансовым ресурсам. Конечно, в этом вопросе серьезную роль сыграли санкции в отношении России. И сейчас принципиально важно создание региональных финансовых институтов, которые смогут обеспечить хотя бы небольшое финансирование для малого и среднего бизнеса. В этом смысле очень важна работа региональных гарантийных фондов. И такие механизмы поддержки бизнеса в регионах необходимо развивать, чтобы снять напряжение в процессе поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Ответить на запрос российских и международных инвесторов
Результаты Национального рейтинга инвестклимата регионов России заинтересовали иностранных инвесторов.
С этой целью АСИ 25 июня 2015 года в Москве организовало деловой завтрак с зарубежными партнерами, участники которого обсудили результаты полномасштабного внедрения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Открывая мероприятие, президент «Деловой России» Алексей Репик отметил, что регионы – лидеры рейтинга – правильно восприняли посыл президента постараться сделать все от них зависящее для того, чтобы по-настоящему ответить на запрос российских и международных инвесторов и создать такие практики, когда административные барьеры сведены до минимума, и реализовывать инвестиционные проекты на территории России было бы более комфортно и удобно. «Теперь предстоит работа по максимальному подтягиванию всех субъектов Российской Федерации под установленные высокие планки. А регионам-лидерам необходимо не останавливаться на достигнутом, а продолжать улучшать свои показатели качества ведения бизнеса не только на региональном уровне, но и на муниципальном, удерживая лидирующие позиции», – добавил он.
Александр Ивлев, координатор иностранных участников Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), подчеркнул, что рейтинг стал для иностранных инвесторов одним из серьезных навигаторов и инструментов для принятия решения о реализации инвестиционных проектов в том или ином регионе России, а также популяризатором российского рынка как интересного и привлекательного, с точки зрения возможностей внутреннего спроса и более активного вхождения иностранных инвесторов в российскую экономику.
Генеральный директор АСИ Андрей Никитин, говоря об основных направлениях работы агентства на ближайшие три года, отметил, что после презентации итогов рейтинга, которая состоялась в рамках ПМЭФ-2015, агентство ждет большая и серьезная работа по внедрению и тиражированию успешных практик регионов-лидеров по всей России. «На основе значений лидеров будет сформирован сборник 50 лучших практик по каждому показателю с детальным описанием того, как внедрялись эти практики, какой командой, какими ресурсами, какие нормативные акты принимались», – пояснил он.
Большое внимание, по словам Андрея Никитина, в работе агентства будет уделяться и международному сотрудничеству. Важнейшим направлением международной активности в этом году для АСИ стало взаимодействие по линии Делового совета БРИКС, основной целью которого является создание одинаковых условий для ведения бизнеса между странами БРИКС, а также обмена передовым опытом в сферах дерегуляции, улучшения делового климата и повышения качества профессиональной подготовки кадров, ориентированное на развитие новых навыков и компетенций, отвечающих запросам развивающихся экономик.
Более подробно на показателях рейтинга остановилась корпоративный директор АСИ Светлана Чупшева: «Национальный рейтинг является лакмусовой бумагой, позволяющей увидеть эффективность тех мер, которые реализуются сегодня на всех уровнях власти. По сравнению с пилотным рейтингом, который мы проводили в прошлом году, в полномасштабном рейтинге этого года мы отмечаем серьезное улучшение настроения бизнеса, оценок тех мер, которые реализуются на уровне субъекта в части создания условий для ведения бизнеса и снижения административных барьеров. Мы действительно видим положительную динамику».
Рейтинг как отражение действительности
Вольфганг Дик, руководитель Департамента экономики и науки Посольства ФРГ в Российской Федерации, заявил, что немецкий бизнес очень хорошо знает, в каких регионах России ему комфортнее всего работать. Сегодня на территории России создано более 6 000 немецких предприятий. Имеются производства в Калужской и Ульяновской областях. Компания Bosch построила в Самаре завод по производству автокомпонентов. «Для нас очень важно, чтобы российско-германские предприятия были конкурентоспособными не только на местном рынке, но и на глобальном. И здесь очень большую роль играет подготовка кадров, отвечающая всем необходимым компетенциям для работы на заводах. С этой целью в прошлом году открылся Германо-российский институт новых технологий – ГРИНТ, который готовит специалистов по всем международным стандартам», – отмечает Вольфганг Дик.
Глава представительства JETRO в Москве Кунихиро Номура отметил, что японские компании заинтересованы в расширении своей работы в России. «По данным социологического опроса, проведенного в апреле этого года, 22%
японских компаний сфокусировали свои усилия для работы в России на два года. 64% говорят о том, что хотели бы расширить свое взаимодействие с Россией и на больший срок», – привел примеры обратной связи от японского бизнеса Кунихиро Номура.
Присутствующие на деловом завтраке представители региональных органов исполнительной власти поделились своими лучшими практиками работы с предпринимателями.
Владимир Попов, министр экономического развития Калужской области, занявшей 2-е место в рейтинге, рассказал, что «рейтинг дал нам возможность внимательно рассмотреть те негативные моменты, которые были отмечены бизнесом, и решить эти вопросы. По итогам пилотного рейтинга мы разобрали многие негативные кейсы и взяли на себя обязательства их устранить. Многое удалось сделать, к примеру, существенно уменьшить сроки подключения к электросетям. И это дало свой эффект. Кроме того, мы активно контактируем с различными регионами на предмет заимствования лучших практик, и это тоже существенно облегчает и ускоряет многие процессы».
По словам корпоративного директора АСИ Светланы Чупшевой, команда Тульской области является одной из самых эффективных и перспективных, что позволило региону войти в первую десятку рейтинга.
«Для нас результат рейтинга заключается не в месте, а в отражении реальной действительности в нашей экономике. По итогам 5 месяцев промышленность у нас выросла на 30%, собственные доходы бюджета – на 15,5%, инвестиции – на 20%. Только в 2014 году мы предоставили инвесторам налоговых преференций на 1 млрд рублей. В этом году мы приняли 10 законов и более 100 нормативно-правовых актов в рамках внедрения дорожных карт, для улучшения инвестклимата мы снизили в два раза налог для малого бизнеса по патенту на три года, ввели налоговые каникулы не только для индивидуальных предпринимателей, но и для юридических лиц, отменили разрешение на строительство, и это наша главная лучшая практика, которую мы у себя внедрили, – сообщил министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин. – В этом году мы установили для себя новую планку – 40% госзаказов Тульской области будет размещено у малого и среднего бизнеса. При федеральной планке 15% на сегодняшний день 32% мы уже достигли».
Сразу после делового завтрака с зарубежными партнерами для региональных органов исполнительной власти был проведен семинар, посвященный оценке результатов Национального рейтинга-2015. Светлана Чупшева сообщила участникам семинара, что с 1 июля по 1 августа 2015 года свою работу будет вести апелляционная комиссия, и регионы смогут оспорить результаты рейтинга по тем или иным показателям.
Председатель Экспертного совета Национального рейтинга, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова отметила, что «в направлении регуляторной среды есть серьезный прогресс по скорости подключения к электросетям. В Национальном рейтинге среднее значение по группе Е (самые низкие результаты) составляет 163 дня, а в Doing business (ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов. – Ред.) показатель по России – 179 дней. Бизнес удовлетворен качеством процедуры: средняя оценка почти 4 балла по пятибалльной шкале. Неплохо выглядят оценки получения разрешений на строительство. Средний срок получения разрешения в рейтинге – 148 дней, а оценка в Doing business – 238 дней. Средний уровень удовлетворенности процедурой 3,92 балла».
По мнению Марии Глуховой, «удалось добиться высокого качества процедур регистрации юрлиц. Средние оценки удовлетворенности – 4,26 балла, самая высокая оценка среди опросных показателей. Бизнес оценил как неплохое качество регистрационных процедур прав собственности – 4,04 балла».
«Традиционная проблема – неудовлетворенность предпринимателей качеством дорог на территории субъекта. Средняя оценка – 2,89 балла по пятибалльной шкале. Недоволен бизнес доступностью трудовых ресурсов. Это, скорее, не региональная, а федеральная проблема, соответственно, отыскивая лучшую практику, нельзя перекладывать решение проблемы только на субъекты РФ. Кризис не мог не повлиять на уровень удовлетворенности мерами финансовой поддержки, особенно на ее объемы. В условиях ограниченности бюджета стоит подумать об акценте на повышении эффективности процедур получения поддержки. Малый бизнес не устраивает низкая доступность недвижимости. Средняя оценка по пятибалльной шкале ниже, чем у дорог – 2,79 балла. Низкие оценки получила телекоммуникационная инфраструктура. Сейчас в рейтинге среднее значение сильно не дотянуло до 4. Региональное законодательство, регулирующее механизмы защиты прав и поддержку инвесторов, считалось примерно одинаковым по качеству. Но необходимость оценить полноту регулирования и применимость законов на практике привела к сильной дифференциации результатов – от 4,5 до 2,77 балла», – пояснила Мария Глухова.
Автор: Святослав ИВАНОВ
(Нет голосов) |