Особые экономические зоны: драйверы региональной экономики или бонусы для карьеры губернаторов?
К десятилетию выхода в свет федерального закона об особых экономических зонах деловое издание «Экономика и жизнь – Русь» представляет информационно-аналитический проект «Зоны опережающего развития в регионах ЦФО».
Выбран вариант «сверху»
Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. В развитых странах ОЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с неразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий в России использована для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций (как отечественных, так и зарубежных) на льготных условиях. У нас ОЭЗ являются одним из инструментов диверсификации экономики. Особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Согласно законодательству в нашей стране могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. Мировая практика предполагает два варианта создания ОЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы. Вариант «снизу» – создание ОЭЗ в порядке рыночной самоорганизации. В Законе РФ об ОЭЗ выбран первый подход – создание в России исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства.
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов – наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. После выходя закона об ОЭЗ в конце 2005 года Министерство экономического развития и торговли РФ подвело итоги конкурса по заявкам на создание зон. Всего было подано 73 заявки из 43 регионов РФ. Из них по итогам конкурса были отобраны 6.
Моторы новой экономики?..
В июле 2015 года исполнилось десять лет со дня принятия закона об особых экономических зонах, который «направлен на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечение инвестиций в ее экономику».
По мнению правительства, особые экономические зоны за эти годы показали свою востребованность, их количество растет, приходят новые резиденты. Частные инвестиции в них в среднем превысили государственные.
На сегодняшний день в России действует 31 ОЭЗ. Вних работает 383 резидента, создано более 14 тысяч рабочих мест, заявлено более 500 млрд рублей частных инвестиций, из которых компаниями вложено в проекты уже более 160 млрд рублей. За период существования ОЭЗ в бюджеты разных уровней уплачено более 16,5 млрд рублей налоговых отчислений.
Впрошлом году Минэкономразвития начало реформу управления ОЭЗ. Одна из основных целей преобразований – усилить заинтересованность регионов в развитии особых экономических зон, чтобы тиражировать истории успеха администраций, которые создали самые динамично развивающиеся ОЭЗ. До конца 2016 года все полномочия по их управлению передаются регионам на условиях финансовой ответственности за достижение конечных результатов деятельности.
Как заявил заместитель министра экономического развития А. Цыбульский, особые экономические зоны «в высшей степени успешно зарекомендовали себя и полностью оправдали свое назначение». Если взять сумму федеральных средств, потраченных на связанные с экономическими зонами проекты, и соотнести с объемом привлеченных инвестиций, то получится 2,5 рубля частного капитала на каждый государственный рубль. По мнению Цыбульского, это очень высокий показатель.
Авот мнение генерального директора ОАО «ОЭЗ» В.В. Милявского (ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство, с момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры). «Инкубаторы передовых технологий и наукоемких производств, моторы новой экономики, точки роста, зоны особого внимания: как бы не называли ОЭЗ за последние 10 лет, их суть одна – оживить инвестиционную активность и стимулировать экономический рост, – считает Милявский. – За 2014 год, несмотря на экономические сложности, в особые экономические зоны пришло 64 новых резидента, в том числе компании с иностранным капиталом. Изменения, вносимые в дальнейшее создание и функционирование ОЭЗ, будут способствовать положительному эффекту для резидентов и управляющих компаний, позволят стимулировать привлечение частных инвестиций».
Однако оптимизм вышеприведенных оценок немного тускнеет, если вспомнить, что двумя годами ранее, в 2012 году Счетная палата РФ опубликовала результаты «Мониторинга использования в 2011 году и первом полугодии 2012 года мер господдержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития». Некоторые выводы, которые сделали аудиторы, шокируют.
Или «внутренние офшоры»?
Вот что, в частности, сказано в документе: «За период с 2006 года по 1 июля 2012 года на создание инфраструктуры ОЭЗ направлено 81124,1 млн рублей государственных средств. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ на указанную дату составил 55290,0 млн рублей (15% от заявленного объема), или 68% от объема вложенных государственных средств, в том числе резидентов промышленно-производственных ОЭЗ – 47099,0 млн рублей, технико-внедренческих ОЭЗ – 814,0 млн рублей, туристско- рекреационных ОЭЗ – 377,0 млн рублей, портовых ОЭЗ – 0 процентов. Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ составила 0,68 рубля на 1 рубль вложенных государственных средств. При этом объем инвестиций, направленных резидентами ОЭЗ на развитие промышленно- производственных ОЭЗ, в 1,94 раза превысил государственные вложения; развитие технико- внедренческих ОЭЗ составил 17% от общего объема вложений; развитие туристско-рекреационных ОЭЗ – 3%; развитие портовых ОЭЗ – 0 процентов».
Вот почему многие независимые эксперты скептически относятся к расширению ОЭЗ, которые по сути являются «внутренними оффшорами» . По их мнению за 10 лет существования ОЭЗ не стали ни драйверами экономического роста, ни мультипликаторами для создания рабочих мест даже на региональном уровне.
Между тем Минэкономразвития планирует расширить количество регионов, в которых будут открыты особые экономические зоны. Заявки на открытие новых зон или расширение действующих поступили в Минэкономразвития еще из 24 регионов. Некоторые регионы по собственной инициативе направили заявки на открытие зоны (в том числе Воронежская область), а по некоторым решение уже оформлено в виде поручения президента или правительства.
По 12 заявкам от регионов, по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, решения почти готовы. «Это не идеи, а оформленные заявки с конкретными предложениями по резидентам и инвестициям. Заявки постоянно поступают», — сказал министр. Из регионов ЦФО Смоленская и Воронежская области в настоящее время подготавливают свои заявки на создание ОЭЗ, в связи с чем целесообразность создания на их территориях ОЭЗ Минэкономразвития сможет оценить уже после получения и рассмотрения таких заявок.
Но если правительство с подачи Минэкономразвития утвердит все заявки регионов на создание офшоров, не факт, что они начнут работать. Нередко, как отмечают аналитики, зона создается лишь для того, чтобы губернатор мог получить бонусы исключительно для своей карьеры. Пока зону согласуют, пока подготовят документацию, пока там начнет выдавать продукцию первый инвестор, проходят годы. Все это время руководитель региона числится успешным управленцем в глазах федерального центра. Но спустя несколько лет выясняется, что господдержка ОЭЗ оказалась неэффективной.
Скорее всего, и поэтому, расширяя список ОЭЗ, правительство, тем не менее, сворачивает объем государственной поддержки на создание инфраструктуры в зонах. На 2016 год планируется выделить на зоны (подводка автодорог, связи, инженерных сооружений, офисов и тому подобных объектов для функционирования бизнеса) 1,6 млрд руб. Это втрое меньше, чем в 2015 году. Ав 2014 году на развитие ОЭЗ в России было выделено — 13,5 млрд руб. Таким образом, в правительстве косвенно признают, что потенциал ОЭЗ исчерпан. Анезависимые аналитики уверены, что отечественные офшоры не стали драйверами роста даже в региональном масштабе.
Проблема, как полагает Михаил Жолудев, управляющий партнер юридической фирмы «Корпоративное право и финансы», состоит в том, что отсутствуют понятные, не меняющиеся со временем «правила игры» для бизнеса, который решил инвестировать на территории ОЭЗ. Налоговые льготы, прописанные действующим законодательством, недостаточны, уверен эксперт. Чиновники, с одной стороны, хотят создать льготный режим налогообложения, а с другой — боятся потерять контроль над бизнесом.
«ВЛипецкой ОЭЗ льготы по налогам — на имущество — 0% и на 10 лет. Вот только изначально бизнесу надо хорошенько вложиться в это имущество при неидеальной инфраструктуре, а сама льгота начнет действовать потом, – считает Жолудев. – Транспортный налог – 0% на 10 лет. Только вот доля этого налога в совокупной налоговой нагрузке на бизнес мизерная. За исключением, наверное, автотранспортных предприятий».
Правда, в Минэкономразвития уже заявили, что готовы учесть пожелания бизнеса в поправках в действующий закон об ОЭЗ.
Кстати, в прошлом июле площадь ОЭЗ «Липецк» увеличена за счет включения в ее границы земельного участка общей площадью 12738 331 кв. м, расположенного на территории Елецкого муниципального района Липецкой области.
На территории новой площадки ОЭЗ «Липецк» разместятся предприятия приоритетных отраслей – машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, автокомпонентов и комплектующих, сельхозмашиностроения, оборудования и запасных частей, робототехники, текстильной и легкой промышленности, по производству сложнобытовой и электронной техники, электронного и оптического оборудования, медицинского оборудования.
Внастоящее время получены подтверждения от трех компаний – потенциальных резидентов ОЭЗ «Липецк» о готовности реализовать на территории новой площадки инвестиционные проекты с общим объемом заявленных инвестиций в размере 25 млрд рублей.
Согласно прогнозным показателям эффективности функционирования объем инвестиций потенциальных резидентов новой площадки ОЭЗ «Липецк» к 2025 году составит «внутренними офшорами 176 млрд рублей, что обеспечит создание до 10 тыс. рабочих мест.
Новые правила для ОЭЗ
И буквально 18 июля 2015 года правительство своим постановлением внесло изменения в правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков.
Вцелях поддержки субъекта Федерации, реализующего проекты по созданию индустриального парка или технопарка путем модернизации и (или) реконструкции территорий городов федерального и регионального значения, введено определение понятия «проект реиндустриализации». Также предусмотрен механизм планирования объемов бюджетных ассигнований. Увеличивается предельный объем затрат, подлежащих возмещению субъекту Федерации.
Также предусматривается возмещение субъекту Федерации части затрат на уплату основного долга и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на капитальное строительство объектов инфраструктуры, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриального парка или технопарка.
Принятое решение позволит субъектам Федерации стимулировать создание на своих территориях индустриальных парков и технопарков, что будет способствовать повышению регионального налогового потенциала.
Такова общая на сегодняшний день ситуация с ОЭЗ в России. На страницах 10, 11 мы представляем вниманию читателей в табличной форме сведения, которые мы получили из областных администраций ЦФО по нашим информационным запросам. Мы просили своих корреспондентов в регионах предоставить нам сведения обо всех зонах опережающего развития, о приоритетах, институтах развития и предоставляемых льготах. Вырисовывается в результате реальная, а не на бумаге, стратегия развития региона, видны особенности в подходах и многие другие детали регионального развития. О регионах, руководство которых не откликнулось на наш запрос, мы не стали самостоятельно искать информацию. По-видимому, на тему ОЭЗ им просто нечего сказать.
Регионы ЦФО |
Зоны опережающего развития действующие и запроектированные, их наполнение, приоритетные направления |
Льготы резидентам, в том числе налоговые в части зачисляемой в облбюджет |
Институты развития |
Белгород-ская область |
В регионе развиваются горно-металлургический кластер, зона опережающего развития «Агропромышленный комплекс», зона опережающего развития «Машиностроительный комплекс», а также строительный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, биофармацевтический, многокомпонентный социальный кластеры. Официально зарегистрировано 2 промышленных парка: «Северный» (2009 год) и «Волоконовский» (март 2015). В промпарке «Северный» ( 33,4 га) осуществляют деятельность 22 резидента, трудятся около 1600 человек. За прошлый год резидентами «Северного» освоено инвестиций на сумму 1,7 млрд рублей. В «Волоконовском» (12,9 га) ведут деятельность 6 резидентов. Якорный резидент осуществляет выпуск светодиодных электрических лам и осветительного оборудования. В ноябре 2014 года принято постановление «О создании и функционировании индустриальных (промышленных) парков на территории Белгородской области». Формируется инфраструктура для развития индустриальных парков во всех муниципальных районах и городских округах. Приоритеты. Утвержден план мероприятий и перечень инвестпроектов, способствующих импортозамещению, реализуемых и планируемых к реализации на территории области на 2015 – 2016 годы, в который вошли около 100 проектов по приоритетным направлениям. Учитывая ресурсный потенциал и структуру экономики Белгородской области, перспективным является развитие трех направлений, базирующихся на применении технологий шестого технологического уклада: био–, нано– и информационных технологий. Стратегия импортозамещения в агропромышленном комплексе включает более 75 проектов по направлениям: молочное животноводство, овощеводство защищенного грунта, плодовые и ягодные культуры, аквакультура, семеноводство, развитие производств биодобавок, ветеринарных препаратов, компонентов для кормопроизводства. |
Льготные ставки по налогам на прибыль и имущество, право на получение инвестиционного налогового кредита. Субсидии из облбюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, на уплату первоначального взноса и части затрат лизинговых платежей, механизм гарантийной поддержки бизнеса. Для резидентов «Северного» - рассрочка выкупа арендуемых производственных помещений до 6 лет, при этом арендная плата не взимается. Инновационным компаниям по конкурсу оказывается имущественная поддержка в виде размещения в офисах бизнес – инкубатора ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», а также инкубаторе энергосберегающих промпарка «Северный».
|
Инвестиционный портал Белгородской области (www.belgorodinvest.com), ОАО «Корпорация «Развитие», АО «Дирекция по развитию промышленных зон» (www.belprompark.ru), Центр кластерного развития, Белгородский гарантийный фонд содействия кредитованию (www.garantfond.ru) (вошел в пятерку региональных фондов, заключивших соглашение с ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», что позволяет увеличивать объем гарантий до 2 млрд рублей), ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр» (www.brric.ru),
|
Владимир- ская область |
Зон опережающего развития в регионе пока нет. Активными темпами идет развитие следующих проектов: индустриального логистического парка «Александрова слобода», промышленного парка, «Струнино», технопарка «Русклимат», индустриального и логистического парка «Владимир», индустриального парка «ОКА», агропромпарка «Ставровский» , промпарка «Парацельс». В стадии создания находится индустриальный парк «Камешково» (93,8 га) и промышленная зона «Рубин» в городе Вязники. Сформировано более 500 инвестплощадок общей площадью 3,5 тыс. га. Приоритеты инвестиционного развития: инфраструктура, логистика, химическая промышленность, машиностроение, фармацевтика, комплексное использование полезных ископаемых, информационные технологии, сельское хозяйство и пищевая промышленность. |
Льготы предоставляются в рамках регионального закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности…» . Сегодня вносятся изменения о снижении минимального объема инвестиций с 100 до 50 млн. руб. для резидентов индустриальных парков. |
Корпорация развития Владимирской области (vladinvestcorp.ru), инвестиционный портал (investvladimir.ru), портал поддержки малого и среднего предпринимательства (pmp.avo.ru) |
Калужская область |
В регионе с готовой инфраструктурой и условиями, опережающими потребности инвесторов, создано 10 индустриальных парков, где реализуется 91 инвестиционный проект со всего мира, из них 56 уже введены в эксплуатацию. Кластерный вектор развития определен как основная идея повышения конкурнетноспособности и экономического развития региона. Первый приоритет кластерного развития – автомобилестроение, в рамках которого действуют сборочные проиводства Volksvagen, Volvo, альянса Peugeot-Citroen Mitsubishi и производство автокомпонентов. В рамках фармкластера объединены 54 предприятия, две трети из которых инновационные компании. Ядро кластера – группа компаний STADA CIS, «Берлин-Хеми/Менарини» (Италия), «Ново Нордиск» (Дания), AstraZeneca (Великобритания). Логистический кластер (третий приоритет) – строительство транспортно-логистических центров. Один такой комплекс «Фрейт Вилладж Росва» уже обеспечивает потребности резидентов калужских индустриальных парков . В 2014 году начал работу на севере области второй проект - «Фрейт Вилладж Ворсино». Работает с грузами из Калуги, а также возьмёт часть товаропотока ЦФО, идущего через Москву. В 2015 год заработала международный аэропорт «Калуга». Четвертый приоритет – образование. Созданы центры обучения кадров для автомобильной промышленности, машиностроения, строительства. Регион активно сотрудничает с вузами по введению дуальной системы образования. Пятый – туризм ( реализуется проекты культурно-образовательного туристического центра «Этномир» и туристско-рекреационного кластера «Никола-Ленивец». Шестой – формирование качественно новой среды обитания. Седьмой – агропищевое производство. Созданное Агенство развития агропромышленного комплекса курирует 70 инвестиционных проектов. В 2013 году разработана программа ста роботизированных млочных ферм (40 роботизированных установок уже функционируют). Идет работа и по соднаию 100 мясных животноводческих ферм. Для преодоления диспропорций в развитии севера и юга региона в 2012 году создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Людиново» на площади 610,3 га . Это 6-я ОЭЗ такого типа в России и самая близкая к Москве.
|
Инвесторы освобождены от уплаты налога на имущество и налог на прибыль платят по пониженной . Период и размер льгот определяются объёмом капвложений в течение первых трех лет. С 2013 года льготы предоставляются предприятиям обрабатывающих производств, осуществляющих модернизацию и перевооружение. С целью повышения привлекательности ОЭЗ ППТ «Людиново» внесены изменения, предусматривающие с 2015 года льготы в виде освобождения на 10 лет от уплаты транспортного налога для инвесторов, резидентов ОЭЗ. |
ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области», АО «Корпорация развития Калужской области», ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области», ГАУ КО «Агентство развития агропромышленного комплекса Калужской области». Семиязычный инвестиционный портал investkaluga.com. |
Курская область |
Создание промышленного (индустриального парка) предусмотрено в Щетинском сельсовете Курского района на площади 102,8 га. Приоритетными являются обрабатывающие производства. Также область заинтересована в создании предприятий по освоению месторождений полезных ископаемых и развитию на их базе производства материалов для стройиндустрии. Для начинающих предпринимателей на льготных условиях офисными помещениями, оборудованными средствами связи, оргтехникой и мебелью, комплексом юридических, экономических, бухгалтерских услуг с 2007 года действует «Курский городской бизнес-инкубатор «Перспектива». . |
Инвесторам могут быть предоставлены формы господдержки, предусмотренные региональным законом «Об инвестиционной деятельности в Курской области». |
Курирует инвестиционные процессы комитет по экономике и развитию Курской области. Информация на сайте: kurskoblinvest.ru |
Липецкая область |
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк» создана в 2005 году по решению правительства РФ. Площадь - 1024 га, количество резидентов – 37. Кроме того в регионе создано 10 особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ) . Четыре промышленно-производственного типа - «Турбуны», «Чаплыгинская», «Данков», «Елецпром», три агропромышленного типа – «Астапово», «Измалково», «Хлевное», две туристско-рекреационного типа – «Елец» и «Задонщина», одна технико-внедренческого – «Липецк –Технополис» . Общая площадь ОЭЗ РУ - 294 945.4 га. В них зарегистрированы 38 участников. Объём заявленных инвестиций – 61 902 млн руб., количество планируемых рабочих мест – 18 404. На территории области функционирует индустриальный парк «Кузнецкая слобода» расположенный в г. Лебедянь на базе ОАО «Строймаш». Приоритетными направлениями развития зон являются: станкостроение, робототехника, автомобилестроение, автокомпоненты и комплектующие, сельхозмашиностроение, оборудование и запасные части, сложнобытовая и электронная техника, радиоэлектроника, энергетическое, медицинское, электронное и оптическое оборудование, фармацевтика, биотехнологии, композитные материалы.
|
Резиденты ОЭЗ «Липецк» (капвложения не менее 3 млн. евро) освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет (с 6-го по 10-й год платят 5 %, далее - 13,5 % ) , от налога на имущество и на транспорт в течение 10 лет, от налога на землю в течение 5 лет. Имеют правовые гарантии, таможенные льготы, преференции в части аренды земли и пользования инфраструктурой, построенной за счет бюджета. Для ОЭЗ РУ и индустриальных парков налог на прибыль снижается на 4,5 % на 7 и 5 лет соответственно . От остальных налогов участники парков и ОЭЗ РУ освобождаются на срок от 5 до 10 лет. |
ОАО "Корпорация Развития" (www.oezru.ru ) , ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк", управление взаимодействия с резидентами ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк" (http://www.russez.ru/oez/industrial/lipetsk_region/lipetsk) , инвестиционный портал Липецкой области (http://invest-lipetsk.com), Центр кластерного развития Липецкой области ( http://ckr48.ru) .
|
Рязанская область |
Кластерный подход в инвестиционной политике региона признан ключевым. Территориальным ядром инновационного кластера станет инновационно-промышленный парк «Варские» в Рязанском районе общей площадью более 900 га. «Кузницей кадров» для него станет Рязанский государственный радиотехнический университет. Перспектива развития цементного кластера определяется значительными объемами запасов цементного сырья, которые по основному компоненту - известнякам для производства цемента в настоящее время оцениваются почти в 960 млн. тонн на шести месторождениях. Кроме того, наличие крупного месторождения гипса должно стать отправной точкой для создания промышленного производства гипса и вяжущих материалов на его основе и гипсокартона. Ядром фармацевтического кластера стал проект строительства в Рязанском районе фармацевтического инновационного производственного комплекса лекарственных средств на базе био- и нанотехнологий с перспективой создания более 900 рабочих мест. На принципах государственно-частного партнерства реализуется крупнейший инвестиционный проект в сфере туризма «Создание туристско-рекреационного кластера «Рязанский». В Кораблинском районе создается текстильный кластер на базе одного из крупнейших ранее предприятий отрасли. Реализация проекта позволит создать более 1000 рабочих мест. Продолжается работа по созданию и продвижению инвестиционной и инновационной инфраструктуры: промышленные парки «Рыбное-1» и «Рыбное-2» , индустриально-логистический центр «Городище», инновационно-промышленный парк «Варские» бизнес-инкубатор и технопарк Рязанского государственного радиотехнического университета, инновационный парк «Инноград» в Рязани. Приоритет - поддерживать, прежде всего, направления, по которым имеются кадровые, технологические и производственные заделы.
|
Льготы в рамках закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области». В 2015 году внесены изменения: 2-кратное снижение пороговых значений объемов инвестиций, при отнесении проектов к особо значимому, приоритетному или основному; расширен перечень приоритетных направлений (выделено станкостроение, фармацевтика, производства стройматериалов, транспортных средств и оборудования, социальная сфера); господдержка для проектов, предусматривающих приобретение объектов незавершенного строительства и (или) основных средств на вторичном рынке.
|
Совет по инвестициям Рязанской области ,ОАО «Корпорация развития Рязанской области», инвестиционный портал: http://invest-r.ru. |
Смолен- ская область |
В регионе началось строительство 2 индустриальных парков. Индустриальный парк «Феникс» расположен в Смоленске (близ ТЦ «Метро») на площади 54,9 га. Срок строительства парка – 2015-17 гг. Отраслевая специализация у парка отсутствует. Индустриальный парк «Сафоново» расположен в городе Сафоново на территории 130 га. Первая очередь строительства парка охватит 58 га (2015-17 гг.), вторая – 71 га (2018-12 гг.). Парк «Сафоново» специализирован по производству изделий из композитных материалов. Приоритетные отрасли: машиностроение, производство изделий из композитных материалов, приборостроение и электроника, производство стройматериалов и деревообработка, животноводство, логистика и транспорт, туризм.
|
Льготы: упрощенный порядок предоставления земельных участков в аренду ; ставка арендной платы за землю на территории парка – 0,01 руб; налог на прибыль – 15,5%; налог на имущество – 0%; бесплатное технологическое присоединение к инфраструктуре парка, в том числе к электрическим сетям, сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
|
Департамент инвестиционного развития , Корпорация инвестиционного развития Смоленской области, ресурс для инвесторов: www.smolinvest.com
|
Тверская область |
В настоящее время на территории области действуют 5 промышленных площадок («Торжок-Семеновское», «Есинка», «Кимры», «Редкино», логистический комплекс «Логопарк») и 5 индустриальных парков («Боровлево», «Раслово», «Две Башни», «MSB-Удомля» и «Композит Сити»). Имеются браунфилды и готовые промышленные площадки, а также ряд перспективных промышленных площадок в различных районах области. В 2015 году в 97 км от Москвы на границе Московской и Тверской областей, на берегу Иваньковского водохранилища на территории Конаковского района постановлением правительства РФ на площади 408,86 га создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗТРТ). На ее территории будут реализованы следующие проекты: многофункциональный рекреационно-оздоровительный комплекс; спортивно-туристический комплекс с академией гольфа; автотуристический комплекс; медицинский центр; тематический парк развлечений; агротуристический комплекс; офисно-гостиничный комплекс; гостиничный комплекс (гостиница «RadissonЗавидово» и апарт-отели); порт для туристических речных судов с яхт-клубом и базой ремонта и обслуживания. Количество резидентов, подписавших соглашения о намерениях - 6. Ожидается, что к 2023 году все заявленные резиденты выйдут на проектную мощность. Планируемое количество рабочих мест - 4280. Общая стоимость проектов - 22 593 млн. рублей.
|
На срок окупаемости проекта инвесторам предоставляются субсидии в размере 4,5 % от налогооблагаемой базы налога на прибыль и 100 % от уплаченной суммы налога на имущество. По кредитам, взятым в российских банках, предоставляется компенсация в размере 50% от фактически уплаченных процентов, но не более 5 млн. рублей в год. Формы и меры господдержки предусмотрены региональным законом «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков и туристско-рекреационных парков». |
Министерство экономического развития Тверской области, управление инвестиционного развития и предпринимательств, АО «Особая экономическая зона «Завидово», инвестпортал : http://tverinvest.ru
|
Тульская область |
В регионе создан и развивается индустриальный парк «Узловая» (площадь 2,5 га). Якорный инвестор – один из мировых китайских автопроизводителей Great Wall Motor Company. Запуск производства планируется в 2017 году. Объём инвестиций 500 млн. долларов. К 2020 году планируется выпускать 150 тысяч автомобилей в год. Правительство региона подало заявку на создание на базе индустриального парка особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Узловая». Кроме того, в области проходит оценку разработанный специальный закон о региональных особых экономических зонах. Приоритеты: инновационное обновление отраслей экономики на основе перехода к глубокой переработке сырья и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью.
|
Господдержка резидентов парков регулируется законом «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». |
Министерство экономического развития Тульской области, инвестиционный портал: invest-tula.com |
Автор: Святослав ИВАНОВ
(Нет голосов) |