• Особые экономические зоны: драйверы региональной экономики или бонусы для карьеры губернаторов?

Особые экономические зоны: драйверы региональной экономики или бонусы для карьеры губернаторов?

24.07.2015

К десятилетию выхода в свет федерального закона об особых эконо­мических зонах деловое издание «Экономика и жизнь – Русь» пред­ставляет информационно-аналитический про­ект «Зоны опережающе­го развития в регионах ЦФО».

Выбран вариант «сверху»

Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяй­ственную практику и действуют в различных странах. В развитых странах ОЭЗ создаются, как пра­вило, в застойных районах, стра­дающих безработицей, с нераз­витой инфраструктурой. Прида­вая таким районам статус зон, правительства этих стран не де­лают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а ста­раются создать условия, мак­симально стимулирующие раз­витие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение до­полнительных рабочих мест. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий в России использо­вана для формирования точек роста за счет привлечения инве­стиций (как отечественных, так и зарубежных) на льготных услови­ях. У нас ОЭЗ являются одним из инструментов диверсификации экономики. Особая экономиче­ская зона – определяемая Пра­вительством РФ часть террито­рии Российской Федерации, на которой действует особый ре­жим осуществления предприни­мательской деятельности. Со­гласно законодательству в на­шей стране могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. Мировая прак­тика предполагает два варианта создания ОЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе цен­тральных властей и в рамках го­сударственной программы. Ва­риант «снизу» – создание ОЭЗ в порядке рыночной самооргани­зации. В Законе РФ об ОЭЗ вы­бран первый подход – созда­ние в России исключительно го­сударственных ОЭЗ на государ­ственной (муниципальной) зем­ле и преимущественно на бюд­жетные средства.

Особые экономические зо­ны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста от­ечественной экономики. Форми­рование их в том или ином реги­оне зависит от комплекса фак­торов – наличия материальных, финансовых и человеческих ре­сурсов. Мировой опыт подтверж­дает, что организация ОЭЗ в эко­номически благополучных реги­онах позволяет наиболее эф­фективно использовать госу­дарственные средства. Поэто­му российские власти приняли решение о создании ОЭЗ перво­начально в экономически силь­ных регионах. После выходя за­кона об ОЭЗ в конце 2005 года Министерство экономического развития и торговли РФ подве­ло итоги конкурса по заявкам на создание зон. Всего было пода­но 73 заявки из 43 регионов РФ. Из них по итогам конкурса были отобраны 6.

Моторы новой экономики?..

В июле 2015 года исполни­лось десять лет со дня приня­тия закона об особых экономи­ческих зонах, который «направ­лен на создание благоприятных условий для развития экономи­ческого и научного потенциала страны, привлечение инвести­ций в ее экономику».

По мнению правительства, особые экономические зоны за эти годы показали свою востре­бованность, их количество рас­тет, приходят новые резиден­ты. Частные инвестиции в них в среднем превысили государ­ственные.

На сегодняшний день в России действует 31 ОЭЗ. Вних работа­ет 383 резидента, создано более 14 тысяч рабочих мест, заявле­но более 500 млрд рублей част­ных инвестиций, из которых ком­паниями вложено в проекты уже более 160 млрд рублей. За пери­од существования ОЭЗ в бюдже­ты разных уровней уплачено бо­лее 16,5 млрд рублей налоговых отчислений.

Впрошлом году Минэконом­развития начало реформу управ­ления ОЭЗ. Одна из основных це­лей преобразований – усилить заинтересованность регионов в развитии особых экономических зон, чтобы тиражировать истории успеха администраций, которые создали самые динамично раз­вивающиеся ОЭЗ. До конца 2016 года все полномочия по их управ­лению передаются регионам на условиях финансовой ответствен­ности за достижение конечных ре­зультатов деятельности.

Как заявил заместитель ми­нистра экономического разви­тия А. Цыбульский, особые эко­номические зоны «в высшей сте­пени успешно зарекомендова­ли себя и полностью оправда­ли свое назначение». Если взять сумму федеральных средств, по­траченных на связанные с эконо­мическими зонами проекты, и со­отнести с объемом привлеченных инвестиций, то получится 2,5 ру­бля частного капитала на каждый государственный рубль. По мне­нию Цыбульского, это очень вы­сокий показатель.

Авот мнение генерального ди­ректора ОАО «ОЭЗ» В.В. Миляв­ского (ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единствен­ным акционером яв­ляется государство, с момента принятия за­кона об ОЭЗ в 2005 го­ду и до 2010 компания действовала как заказ­чик строительства ин­фраструктуры). «Инку­баторы передовых технологий и наукоемких производств, мото­ры новой экономики, точки роста, зоны особого внимания: как бы не называли ОЭЗ за последние 10 лет, их суть одна – оживить ин­вестиционную активность и сти­мулировать экономический рост, – считает Милявский. – За 2014 год, несмотря на экономические сложности, в особые экономиче­ские зоны пришло 64 новых ре­зидента, в том числе компании с иностранным капиталом. Изме­нения, вносимые в дальнейшее создание и функционирование ОЭЗ, будут способствовать по­ложительному эффекту для рези­дентов и управляющих компаний, позволят стимулировать привле­чение частных инвестиций».

Однако оптимизм вышеприве­денных оценок немного тускнеет, если вспомнить, что двумя года­ми ранее, в 2012 году Счетная па­лата РФ опубликовала результа­ты «Мониторинга использования в 2011 году и первом полугодии 2012 года мер господдержки, на­правленных на создание и функ­ционирование особых экономи­ческих зон с целью перевода рос­сийской экономики на инноваци­онный путь развития». Некоторые выводы, которые сделали аудито­ры, шокируют.

Или «внутренние офшоры»?

Вот что, в частности, сказано в документе: «За период с 2006 года по 1 июля 2012 года на соз­дание инфраструктуры ОЭЗ на­правлено 81124,1 млн рублей го­сударственных средств. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ на указанную дату составил 55290,0 млн рублей (15% от заявленно­го объема), или 68% от объе­ма вложенных государственных средств, в том числе резиден­тов промышленно-производственных ОЭЗ – 47099,0 млн ру­блей, технико-внедренческих ОЭЗ – 814,0 млн рублей, туристско- рекреационных ОЭЗ – 377,0 млн рублей, портовых ОЭЗ – 0 про­центов. Экономическая эффек­тивность функционирования ОЭЗ составила 0,68 рубля на 1 рубль вложенных государственных средств. При этом объем инвести­ций, направленных резидентами ОЭЗ на развитие промышленно- производственных ОЭЗ, в 1,94 раза превысил государственные вложения; развитие технико- внедренческих ОЭЗ составил 17% от общего объема вложений; раз­витие туристско-рекреационных ОЭЗ – 3%; развитие портовых ОЭЗ – 0 процентов».

Вот почему многие независи­мые эксперты скептически отно­сятся к расширению ОЭЗ, кото­рые по сути являются «внутрен­ними оффшорами» . По их мне­нию за 10 лет существования ОЭЗ не стали ни драйверами экономи­ческого роста, ни мультипликато­рами для создания рабочих мест даже на региональном уровне.

Между тем Минэкономразви­тия планирует расширить коли­чество регионов, в которых будут открыты особые экономические зоны. Заявки на открытие новых зон или расширение действую­щих поступили в Минэкономраз­вития еще из 24 регионов. Неко­торые регионы по собственной инициативе направили заявки на открытие зоны (в том числе Воро­нежская область), а по некоторым решение уже оформлено в виде поручения президента или пра­вительства.

По 12 заявкам от регионов, по словам министра экономиче­ского развития Алексея Улюкае­ва, решения почти готовы. «Это не идеи, а оформленные заяв­ки с конкретными предложения­ми по резидентам и инвестици­ям. Заявки постоянно поступа­ют», — сказал министр. Из ре­гионов ЦФО Смоленская и Во­ронежская области в настоящее время подготавливают свои за­явки на создание ОЭЗ, в связи с чем целесообразность создания на их территориях ОЭЗ Минэко­номразвития сможет оценить уже после получения и рассмотрения таких заявок.

Но если правительство с пода­чи Минэкономразвития утвердит все заявки регионов на создание офшоров, не факт, что они начнут работать. Нередко, как отмечают аналитики, зона создается лишь для того, чтобы губернатор мог получить бонусы исключитель­но для своей карьеры. Пока зону согласуют, пока подготовят доку­ментацию, пока там начнет выдавать продукцию пер­вый инвестор, проходят годы. Все это время руко­водитель региона числит­ся успешным управлен­цем в глазах федерального центра. Но спустя несколь­ко лет выясняется, что господдержка ОЭЗ оказалась неэф­фективной.

Скорее всего, и поэтому, рас­ширяя список ОЭЗ, правитель­ство, тем не менее, сворачива­ет объем государственной под­держки на создание инфраструк­туры в зонах. На 2016 год плани­руется выделить на зоны (под­водка автодорог, связи, инженер­ных сооружений, офисов и тому подобных объектов для функцио­нирования бизнеса) 1,6 млрд руб. Это втрое меньше, чем в 2015 го­ду. Ав 2014 году на развитие ОЭЗ в России было выделено — 13,5 млрд руб. Таким образом, в пра­вительстве косвенно признают, что потенциал ОЭЗ исчерпан. Анезависимые аналитики увере­ны, что отечественные офшоры не стали драйверами роста даже в региональном масштабе.

Проблема, как полагает Миха­ил Жолудев, управляющий пар­тнер юридической фирмы «Кор­поративное право и финансы», состоит в том, что отсутствуют понятные, не меняющиеся со временем «правила игры» для бизнеса, который решил инве­стировать на территории ОЭЗ. Налоговые льготы, прописан­ные действующим законода­тельством, недостаточны, уве­рен эксперт. Чиновники, с одной стороны, хотят создать льготный режим налогообложения, а с дру­гой — боятся потерять контроль над бизнесом.

«ВЛипецкой ОЭЗ льготы по налогам — на имущество — 0% и на 10 лет. Вот только изначаль­но бизнесу надо хорошенько вло­житься в это имущество при неи­деальной инфраструктуре, а сама льгота начнет действовать потом, – считает Жолудев. – Транспорт­ный налог – 0% на 10 лет. Только вот доля этого налога в совокуп­ной налоговой нагрузке на бизнес мизерная. За исключением, на­верное, автотранспортных пред­приятий».

Правда, в Минэкономразвития уже заявили, что готовы учесть пожелания бизнеса в поправках в действующий закон об ОЭЗ.

Кстати, в прошлом июле пло­щадь ОЭЗ «Липецк» увеличена за счет включения в ее границы зе­мельного участка общей площа­дью 12738 331 кв. м, расположен­ного на территории Елецкого му­ниципального района Липецкой области.

На территории новой площад­ки ОЭЗ «Липецк» разместятся предприятия приоритетных от­раслей – машиностроения, стан­костроения, автомобилестро­ения, автокомпонентов и ком­плектующих, сельхозмашино­строения, оборудования и запас­ных частей, робототехники, тек­стильной и легкой промышлен­ности, по производству сложно­бытовой и электронной техники, электронного и оптического обо­рудования, медицинского обору­дования.

Внастоящее время получены подтверждения от трех компа­ний – потенциальных резиден­тов ОЭЗ «Липецк» о готовности реализовать на территории но­вой площадки инвестиционные проекты с общим объемом заяв­ленных инвестиций в размере 25 млрд рублей.

Согласно прогнозным пока­зателям эффективности функ­ционирования объем инвести­ций потенциальных резидентов новой площадки ОЭЗ «Липецк» к 2025 году составит «внутренними офшорами 176 млрд рублей, что обеспечит создание до 10 тыс. рабочих мест.

Новые правила для ОЭЗ

И буквально 18 июля 2015 года правительство своим постанов­лением внесло изменения в пра­вила отбора субъектов Россий­ской Федерации, имеющих пра­во на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков.

Вцелях поддержки субъекта Федерации, реализующего про­екты по созданию индустриаль­ного парка или технопарка пу­тем модернизации и (или) рекон­струкции территорий городов фе­дерального и регионального зна­чения, введено определение по­нятия «проект реиндустриализа­ции». Также предусмотрен ме­ханизм планирования объемов бюджетных ассигнований. Увели­чивается предельный объем за­трат, подлежащих возмещению субъекту Федерации.

Также предусматривается воз­мещение субъекту Федерации части затрат на уплату основно­го долга и процентов по креди­там, полученным в российских кредитных организациях на капи­тальное строительство объектов инфраструктуры, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриально­го парка или технопарка.

Принятое решение позволит субъектам Федерации стимули­ровать создание на своих терри­ториях индустриальных парков и технопарков, что будет способ­ствовать повышению региональ­ного налогового потенциала.

Такова общая на сегодняшний день ситуация с ОЭЗ в России. На страницах 10, 11 мы представля­ем вниманию читателей в таблич­ной форме сведения, которые мы получили из областных админи­страций ЦФО по нашим инфор­мационным запросам. Мы проси­ли своих корреспондентов в ре­гионах предоставить нам сведе­ния обо всех зонах опережающе­го развития, о приоритетах, ин­ститутах развития и предостав­ляемых льготах. Вырисовывает­ся в результате реальная, а не на бумаге, стратегия развития реги­она, видны особенности в подхо­дах и многие другие детали реги­онального развития. О регионах, руководство которых не откликну­лось на наш запрос, мы не стали самостоятельно искать информа­цию. По-видимому, на тему ОЭЗ им просто нечего сказать.

Регионы ЦФО

Зоны опережающего развития действующие и запроектированные, их наполнение, приоритетные направления

Льготы резидентам, в том числе налоговые в части зачисляемой в облбюджет

Институты развития

Белгород-ская область

В регионе развиваются горно-металлургический кластер, зона опережающего развития «Агропромышленный комплекс», зона опережающего развития «Машиностроительный комплекс», а также строительный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, биофармацевтический, многокомпонентный социальный кластеры. Официально зарегистрировано 2 промышленных парка: «Северный» (2009 год) и «Волоконовский» (март 2015). В промпарке «Северный» ( 33,4 га) осуществляют деятельность 22 резидента, трудятся около 1600 человек. За прошлый год резидентами «Северного» освоено инвестиций на сумму 1,7 млрд рублей. В «Волоконовском» (12,9 га) ведут деятельность 6 резидентов. Якорный резидент осуществляет выпуск светодиодных электрических лам и осветительного оборудования. В ноябре 2014 года принято постановление «О создании и функционировании индустриальных (промышленных) парков на территории Белгородской области». Формируется инфраструктура для развития индустриальных парков во всех муниципальных районах и городских округах.

Приоритеты. Утвержден план мероприятий и перечень инвестпроектов, способствующих импортозамещению, реализуемых и планируемых к реализации на территории области на 2015 – 2016 годы, в который вошли около 100 проектов по приоритетным направлениям. Учитывая ресурсный потенциал и структуру экономики Белгородской области, перспективным является развитие трех направлений, базирующихся на применении технологий шестого технологического уклада: био–, нано– и информационных технологий.

Стратегия импортозамещения в агропромышленном комплексе включает более 75 проектов по направлениям: молочное животноводство, овощеводство защищенного грунта, плодовые и ягодные культуры, аквакультура, семеноводство, развитие производств биодобавок, ветеринарных препаратов, компонентов для кормопроизводства.

Льготные ставки по налогам на прибыль и имущество, право на получение инвестиционного налогового кредита. Субсидии из облбюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, на уплату первоначального взноса и части затрат лизинговых платежей, механизм гарантийной поддержки бизнеса. Для резидентов «Северного» - рассрочка выкупа арендуемых производственных помещений до 6 лет, при этом арендная плата не взимается. Инновационным компаниям по конкурсу оказывается имущественная поддержка в виде размещения в офисах бизнес – инкубатора ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», а также инкубаторе энергосберегающих промпарка «Северный».

Инвестиционный портал Белгородской области (www.belgorodinvest.com), ОАО «Корпорация «Развитие», АО «Дирекция по развитию промышленных зон» (www.belprompark.ru), Центр кластерного развития, Белгородский гарантийный фонд содействия кредитованию (www.garantfond.ru) (вошел в пятерку региональных фондов, заключивших соглашение с ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», что позволяет увеличивать объем гарантий до 2 млрд рублей), ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр» (www.brric.ru),

Владимир-

ская область

Зон опережающего развития в регионе пока нет. Активными темпами идет развитие следующих проектов: индустриального логистического парка «Александрова слобода», промышленного парка, «Струнино», технопарка «Русклимат», индустриального и логистического парка «Владимир», индустриального парка «ОКА», агропромпарка «Ставровский» , промпарка «Парацельс». В стадии создания находится индустриальный парк «Камешково» (93,8 га) и промышленная зона «Рубин» в городе Вязники. Сформировано более 500 инвестплощадок общей площадью 3,5 тыс. га. Приоритеты инвестиционного развития: инфраструктура, логистика, химическая промышленность, машиностроение, фармацевтика, комплексное использование полезных ископаемых, информационные технологии, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Льготы предоставляются в рамках регионального закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности…» . Сегодня вносятся изменения о снижении минимального объема инвестиций с 100 до 50 млн. руб. для резидентов индустриальных парков.

Корпорация развития Владимирской области (vladinvestcorp.ru), инвестиционный портал (investvladimir.ru), портал поддержки малого и среднего предпринимательства

(pmp.avo.ru)

Калужская область

В регионе с готовой инфраструктурой и условиями, опережающими потребности инвесторов, создано 10 индустриальных парков, где реализуется 91 инвестиционный проект со всего мира, из них 56 уже введены в эксплуатацию. Кластерный вектор развития определен как основная идея повышения конкурнетноспособности и экономического развития региона.

Первый приоритет кластерного развития – автомобилестроение, в рамках которого действуют сборочные проиводства Volksvagen, Volvo, альянса Peugeot-Citroen Mitsubishi и производство автокомпонентов. В рамках фармкластера объединены 54 предприятия, две трети из которых инновационные компании. Ядро кластера – группа компаний STADA CIS, «Берлин-Хеми/Менарини» (Италия), «Ново Нордиск» (Дания), AstraZeneca (Великобритания). Логистический кластер (третий приоритет) – строительство транспортно-логистических центров. Один такой комплекс «Фрейт Вилладж Росва» уже обеспечивает потребности резидентов калужских индустриальных парков . В 2014 году начал работу на севере области второй проект - «Фрейт Вилладж Ворсино». Работает с грузами из Калуги, а также возьмёт часть товаропотока ЦФО, идущего через Москву. В 2015 год заработала международный аэропорт «Калуга». Четвертый приоритет – образование. Созданы центры обучения кадров для автомобильной промышленности, машиностроения, строительства. Регион активно сотрудничает с вузами по введению дуальной системы образования. Пятый – туризм ( реализуется проекты культурно-образовательного туристического центра «Этномир» и туристско-рекреационного кластера «Никола-Ленивец».

Шестой – формирование качественно новой среды обитания. Седьмой – агропищевое производство. Созданное Агенство развития агропромышленного комплекса курирует 70 инвестиционных проектов. В 2013 году разработана программа ста роботизированных млочных ферм (40 роботизированных установок уже функционируют). Идет работа и по соднаию 100 мясных животноводческих ферм.

Для преодоления диспропорций в развитии севера и юга региона в 2012 году создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Людиново» на площади 610,3 га . Это 6-я ОЭЗ такого типа в России и самая близкая к Москве.

Инвесторы освобождены от уплаты налога на имущество и налог на прибыль платят по пониженной . Период и размер льгот определяются объёмом капвложений в течение первых трех лет.

С 2013 года льготы предоставляются предприятиям обрабатывающих производств, осуществляющих модернизацию и перевооружение.

С целью повышения привлекательности ОЭЗ ППТ «Людиново» внесены изменения, предусматривающие с 2015 года льготы в виде освобождения на 10 лет от уплаты транспортного налога для инвесторов, резидентов ОЭЗ.

ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области», АО «Корпорация развития Калужской области», ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области», ГАУ КО «Агентство развития агропромышленного комплекса Калужской области». Семиязычный инвестиционный портал investkaluga.com.

Курская область

Создание промышленного (индустриального парка) предусмотрено в Щетинском сельсовете Курского района на площади 102,8 га. Приоритетными являются обрабатывающие производства. Также область заинтересована в создании предприятий по освоению месторождений полезных ископаемых и развитию на их базе производства материалов для стройиндустрии.

Для начинающих предпринимателей на льготных условиях офисными помещениями, оборудованными средствами связи, оргтехникой и мебелью, комплексом юридических, экономических, бухгалтерских услуг с 2007 года действует «Курский городской бизнес-инкубатор «Перспектива». .

Инвесторам могут быть предоставлены формы господдержки, предусмотренные региональным законом «Об инвестиционной деятельности в Курской области».

Курирует инвестиционные процессы комитет по экономике и развитию Курской области. Информация на сайте: kurskoblinvest.ru

Липецкая область

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк» создана в 2005 году по решению правительства РФ. Площадь - 1024 га, количество резидентов – 37. Кроме того в регионе создано 10 особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ) . Четыре промышленно-производственного типа - «Турбуны», «Чаплыгинская», «Данков», «Елецпром», три агропромышленного типа – «Астапово», «Измалково», «Хлевное», две туристско-рекреационного типа – «Елец» и «Задонщина», одна технико-внедренческого – «Липецк –Технополис» . Общая площадь ОЭЗ РУ - 294 945.4 га. В них зарегистрированы 38 участников. Объём заявленных инвестиций – 61 902 млн руб., количество планируемых рабочих мест – 18 404. На территории области функционирует индустриальный парк «Кузнецкая слобода» расположенный в г. Лебедянь на базе ОАО «Строймаш». Приоритетными направлениями развития зон являются: станкостроение, робототехника, автомобилестроение, автокомпоненты и комплектующие, сельхозмашиностроение, оборудование и запасные части, сложнобытовая и электронная техника, радиоэлектроника, энергетическое, медицинское, электронное и оптическое оборудование, фармацевтика, биотехнологии, композитные материалы.

Резиденты ОЭЗ «Липецк» (капвложения не менее 3 млн. евро) освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет (с 6-го по 10-й год платят 5 %, далее - 13,5 % ) , от налога на имущество и на транспорт в течение 10 лет, от налога на землю в течение 5 лет. Имеют правовые гарантии, таможенные льготы, преференции в части аренды земли и пользования инфраструктурой, построенной за счет бюджета. Для ОЭЗ РУ и индустриальных парков налог на прибыль снижается на 4,5 % на 7 и 5 лет соответственно . От остальных налогов участники парков и ОЭЗ РУ освобождаются на срок от 5 до 10 лет.

ОАО "Корпорация Развития" (www.oezru.ru ) , ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк", управление взаимодействия с резидентами ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк" (http://www.russez.ru/oez/industrial/lipetsk_region/lipetsk) , инвестиционный портал Липецкой области (http://invest-lipetsk.com), Центр кластерного развития Липецкой области ( http://ckr48.ru) .

Рязанская

область

Кластерный подход в инвестиционной политике региона признан ключевым. Территориальным ядром инновационного кластера станет инновационно-промышленный парк «Варские» в Рязанском районе общей площадью более 900 га. «Кузницей кадров» для него станет Рязанский государственный радиотехнический университет. Перспектива развития цементного кластера определяется значительными объемами запасов цементного сырья, которые по основному компоненту - известнякам для производства цемента в настоящее время оцениваются почти в 960 млн. тонн на шести месторождениях. Кроме того, наличие крупного месторождения гипса должно стать отправной точкой для создания промышленного производства гипса и вяжущих материалов на его основе и гипсокартона. Ядром фармацевтического кластера стал проект строительства в Рязанском районе фармацевтического инновационного производственного комплекса лекарственных средств на базе био- и нанотехнологий с перспективой создания более 900 рабочих мест. На принципах государственно-частного партнерства реализуется крупнейший инвестиционный проект в сфере туризма «Создание туристско-рекреационного кластера «Рязанский». В Кораблинском районе создается текстильный кластер на базе одного из крупнейших ранее предприятий отрасли. Реализация проекта позволит создать более 1000 рабочих мест. Продолжается работа по созданию и продвижению инвестиционной и инновационной инфраструктуры: промышленные парки «Рыбное-1» и «Рыбное-2» , индустриально-логистический центр «Городище», инновационно-промышленный парк «Варские» бизнес-инкубатор и технопарк Рязанского государственного радиотехнического университета, инновационный парк «Инноград» в Рязани. Приоритет - поддерживать, прежде всего, направления, по которым имеются кадровые, технологические и производственные заделы.

Льготы в рамках закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области». В 2015 году внесены изменения:

2-кратное снижение пороговых значений объемов инвестиций, при отнесении проектов к особо значимому, приоритетному или основному; расширен перечень приоритетных направлений (выделено станкостроение, фармацевтика, производства стройматериалов, транспортных средств и оборудования, социальная сфера);

господдержка для проектов, предусматривающих приобретение объектов незавершенного строительства и (или) основных средств на вторичном рынке.

Совет по инвестициям Рязанской

области ,ОАО «Корпорация развития Рязанской области», инвестиционный портал: http://invest-r.ru.

Смолен-

ская область

В регионе началось строительство 2 индустриальных парков. Индустриальный парк «Феникс» расположен в Смоленске (близ ТЦ «Метро») на площади 54,9 га. Срок строительства парка – 2015-17 гг. Отраслевая специализация у парка отсутствует. Индустриальный парк «Сафоново» расположен в городе Сафоново на территории 130 га. Первая очередь строительства парка охватит 58 га (2015-17 гг.), вторая – 71 га (2018-12 гг.). Парк «Сафоново» специализирован по производству изделий из композитных материалов.

Приоритетные отрасли: машиностроение, производство изделий из композитных материалов, приборостроение и электроника, производство стройматериалов и деревообработка, животноводство, логистика и транспорт, туризм.

Льготы: упрощенный порядок предоставления земельных участков в аренду ; ставка арендной платы за землю на территории парка – 0,01 руб; налог на прибыль – 15,5%; налог на имущество – 0%; бесплатное технологическое присоединение к инфраструктуре парка, в том числе к электрическим сетям, сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

Департамент инвестиционного развития , Корпорация инвестиционного развития Смоленской области, ресурс для инвесторов: www.smolinvest.com

Тверская

область

В настоящее время на территории области действуют 5 промышленных площадок («Торжок-Семеновское», «Есинка», «Кимры», «Редкино», логистический комплекс «Логопарк») и 5 индустриальных парков («Боровлево», «Раслово», «Две Башни», «MSB-Удомля» и «Композит Сити»). Имеются браунфилды и готовые промышленные площадки, а также ряд перспективных промышленных площадок в различных районах области.

В 2015 году в 97 км от Москвы на границе Московской и Тверской областей, на берегу Иваньковского водохранилища на территории Конаковского района постановлением правительства РФ на площади 408,86 га создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗТРТ). На ее территории будут реализованы следующие проекты: многофункциональный рекреационно-оздоровительный комплекс; спортивно-туристический комплекс с академией гольфа; автотуристический комплекс; медицинский центр; тематический парк развлечений; агротуристический комплекс; офисно-гостиничный комплекс; гостиничный комплекс (гостиница «RadissonЗавидово» и апарт-отели); порт для туристических речных судов с яхт-клубом и базой ремонта и обслуживания. Количество резидентов, подписавших соглашения о намерениях - 6. Ожидается, что к 2023 году все заявленные резиденты выйдут на проектную мощность. Планируемое количество рабочих мест - 4280. Общая стоимость проектов - 22 593 млн. рублей.

На срок окупаемости проекта инвесторам предоставляются субсидии в размере 4,5 % от налогооблагаемой базы налога на прибыль и 100 % от уплаченной суммы налога на имущество. По кредитам, взятым в российских банках, предоставляется компенсация в размере 50% от фактически уплаченных процентов, но не более 5 млн. рублей в год.

Формы и меры господдержки предусмотрены региональным законом «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков и туристско-рекреационных парков».

Министерство экономического развития Тверской области, управление инвестиционного развития и предпринимательств, АО «Особая экономическая зона «Завидово», инвестпортал : http://tverinvest.ru

Тульская область

В регионе создан и развивается индустриальный парк «Узловая» (площадь 2,5 га). Якорный инвестор – один из мировых китайских автопроизводителей Great Wall Motor Company. Запуск производства планируется в 2017 году. Объём инвестиций 500 млн. долларов. К 2020 году планируется выпускать 150 тысяч автомобилей в год.

Правительство региона подало заявку на создание на базе индустриального парка особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Узловая». Кроме того, в области проходит оценку разработанный специальный закон о региональных особых экономических зонах. Приоритеты: инновационное обновление отраслей экономики на основе перехода к глубокой переработке сырья и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Господдержка резидентов парков регулируется законом «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области».

Министерство экономического развития Тульской области, инвестиционный портал: invest-tula.com


Автор:  Святослав ИВАНОВ


(Нет голосов)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений