• Региональные эксперты назвали типы бюрократических отписок и предложили алгоритм противодействия им

Региональные эксперты назвали типы бюрократических отписок и предложили алгоритм противодействия им

24.07.2015

АНО «Институт политического анализа и стратегий» обнародовало результаты проведенного экспертного опроса «За честные ответы»: налаживание механизмов взаимодействия медиасообщества и субъектов публичной политики в 17 областях Центрального федерального округа». Опрос проводился в рамках президентского гранта, оператором которого стал Некоммерческий фонд «ИСЭПИ»*

Эффективная власть и эффективная политика органов управления в современной России возможны лишь при наличии полноценно работающей системы обратной связи. И объективная оценка диалога сторон прослеживается по результатам социологических исследований, опросов экспертов, контент-анализа СМИ и социальных сетей. Их результаты показывают определенный парадокс, даже при наличии высокого уровня поддержки населением главы государства, влиятельных региональных лидеров (О. Королева – в Липецкой, Е. Савченко в Белгородской области, А. Артамонова – в Калужской,) российское общество сталкивается с проблемой бюрократизма представителей власти на местах.

Система эффективной обратной связи власти и населения играет большую роль в формировании так называемого социального капитала, то есть формирования доверия власти к населению. И когда работа этой системы дает сбои в виде бюрократических проявлений власти на местах, в том числе посредством подготовки бессодержательных ответов, подрывается общее доверие граждан к институту государства в целом, а не только к чиновнику, который подготовил и направил «отписку».

На основании проведенного экспертного опроса АНО «Институт политического анализа и стратегий», а также по результатам мониторинга средств массовой информации в регионах Центрального федерального округа типологизировать имеющиеся бюрократические отписки можно по нескольким основаниям. Данная типология представляет собой эмпирическую типологию, в основе которой лежит обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, находимых индуктивным путем, систематизацией и интерпретацией полученного материала.

1. В основе первого подхода к типологии бюрократических отписок лежит кратность отписок, подготовленных органами государственного и муниципального управления по отношению к гражданам, общественным организациям и средствам массовой информации

1) единичные случаи отписок

2) повторные случаи отписок

3) многократны отписки,

Последний вид свидетельствует о нежелании органов государственной власти и управления сообщать информацию гражданам, некоммерческим организациям или СМИ информацию по существу.

2. В основе второго подхода к типологии бюрократических отписок лежит принцип, основанный на мотивах государственных и муниципальных служащих при подготовке бессодержательных ответов:

1) неосознанные отписки, т.е. отписки, подготовленные чиновниками нижнего и среднего звена и подписанными высшими должностными лицами без умысла нанесения обратившемуся вреда или ущерба посредством «психологической травмы»;

2) «а вдруг не заметят!» – формат отписок, в основе которых лежит умысел государственных и муниципальных служащих, рассчитанный на то, что отписку без ответа по существу не заметит ни руководитель, подписавший письмо (в силу занятости), ни заявитель (в силу отсутствия необходимых специальных знаний);

3) принципиальные отписки, в которых есть осознанный принципиальный мотив государственных служащих защитить честь мундира любыми способами, при этом готовящий отписку государственный или муниципальный служащий четко понимает иерархию, которая предполагает понимание того, что чиновник представляет собой высшее звено, обладает большими средствами и возможностями, и гражданин, журналист или представитель сектора НКО, находящийся внизу общественно-политической иерархии, который понимает, что государственный служащий контролирует ситуацию и у него практически не остается возможности изменить статус-кво в отношении решаемого вопроса.

3. В основе третьей типологии бюрократических отписок лежит технология основных проявлений бюрократизма. В первую очередь это касается письменных ответов на обращения граждан, общественных организаций и средств массовой информации. В этой связи следует выделить следующие технологии:

1) административная карусель – технология, близкая по своей сути к избирательным каруселям, предполагающая манипулирование конкретными лицами и обществом. В основе данной технологии лежит желание переложить с конкретной государственной структуры на другую. К примеру, с органов государственной власти на органы исполнительной власти или с муниципального уровня на региональный, а с регионального – на федеральный.

2) технология волокиты, которая предполагает длительную переписку инициатора обращения с представителем органа власти или управления, в результате которой приходят неубедительные, бессодержательные отписки и по сути дела объект обращения не берет на себя ответственности по решению затронутого вопроса.

3) «межведомственная безответственность», данная технология основывается на проблеме, выходящей на несколько государственных (муниципальных) структур одновременно. В силу этого обстоятельства каждая из ответственных сторон считает, что ее решение и ответ заявителям по существу должны быть в поле зрения других ведомств.

4. В основе четвертой типологии бюрократических отписок лежит направленность поведения конкретных общественных акторов, которые столкнулись с бюрократическими проявлениями в работе органов власти и управления. Речь идет о формировании по итогам письменного взаимодействия степени лояльности-нелояльности гражданина, общественной организации и СМИ к существующему политическому режиму. В этой ситуации можно выделить несколько типов проявления нелояльности:

1) отписки, которые формируют неверие субъекта обращения к действенности и эффективности власти;

2) проявление гражданином, общественной организацией или СМИ нелояльности к уровням власти, которые имеют по результатам такого взаимодействия определенный и устойчивый характер.

3) формирование протестных настроений среди тех, кто столкнулся с бюрократическим проявлением отписок и выход конкретных политических акторов на тот или иной вид протеста;

4) отписки, которые формируют настроение конфронтации у граждан, представителей сектора НКО и СМИ по отношению к существующему политическому режиму на определенной территории.

На основании полученных результатов, с учетом практик работы редакций региональных СМИ был разработан алгоритм противодействия бюрократическим проявлениям органов власти со стороны граждан, СМИ и некоммерческих организаций. Он состоит из восьми последовательных действий:

1. «Драматизация проблемы». Определение нужного публичного ракурса в подаче поставленной проблемы на различных коммуникационных площадках.

2. «Создание коалиций». Приглашение к взаимодействию в решении проблемы участников из различных публичных сфер: других СМИ, региональных экспертов, гражданских активистов. При этом приглашение может быть как явное, так и неявное, опосредованное в публичной сфере.

3. «Подвозка снарядов». Концентрация информационных и других политических ресурсов на ключевых направлениях в достижении целей.

4. «Выявление мишеней». Выбор объекта или объектов для их последовательного таргетирования.

5. «Таран стены бюрократизма». Осознание участниками проекта и широким общественным мнением бюрократизма как некого общественного зла, мешающего коммуникациям власти и общества.

6. «В одну точку из всех орудий». Последовательное и многократное инициирование письменных и устных обращений, включая открытый дискурс с первыми лицами территорий.

7. «Правило прецедента». В случае позитивной реакции власти, выражающейся в ответах по существу или решению вопросов, закрепление результатов в публичном политическом пространстве с дальнейшей зачистке каналов коммуникации от «бюрократических тромбов».

8. «Улица с двусторонним движением». Формирование по итогам эффективного оппонирования с властью партнерской модели власти и общества в конкретных российских регионах.

Стало быть, ведущую роль СМИ играют не только в процессе информирования о деятельности структур власти и управления, но и имеют определяющее значение в вопросах совершенствования системы государственного и муниципального управления, выстраивания каналов двусторонней коммуникации власти и общества в противодействии нерациональной бюрократии.

*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

Автор:  Сергей Титов


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений