• Ценообразование в строительстве: революция отменяется

Ценообразование в строительстве: революция отменяется

06.12.2016

О реализации реформы системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве (концепция «400 дней»)

Некомпетентный популизм и манипуляция ключевыми словами были и остаются визитной карточкой политиков от экономики. В публикации «Строительной газеты» №40 от 7 октября 2016 года под заголовком «Вектор сметы» нас информируют о том, что ФАУ «ФЦЦС» войдёт в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и в ходе этой очередной «оптимизации» институт экспертизы и ценообразования сделаются единой системой регулирования в строительстве. Новый первый заместитель начальника по ценообразованию Главгосэкспертизы и вчерашний руководитель ФЦЦС, выходец из «Лукойла», чьё имя плотно связано с «Олимпстроем»,

И. Н. Лищенко скромно сообщила, что «революцию в ценообразовании», обещанную нам ранее, решено теперь переформатировать в безболезненное и мирное «планомерное совершенствование»: нечто «лучшее» останется и будет обновляться по мере необходимости. Упомянутые госпожой Лищенко «актуализацию и инвентаризацию» сметных нормативов будут проводить с привлечением авторитетных, но неназванных представителей профсообщества. Что и кто кроется за этими пафосными словами (да и кроется ли?), осталось за кадром…

За комментариями мы обратились к одному из ведущих экспертов в сфере ценообразования в строительстве, руководителю Воронежского Регионального центра ценообразования и экономики в строительстве, д.э.н., профессору В. Р. Дорожкину.

– В соответствии с постановлением Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)» от 23 сентября 2016 г полномочия по созданию и эксплуатации ФГИС ЦС возложены на ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое теперь, кроме своих прежних функций, будет проводить мониторинг цен на строительные ресурсы, разрабатывать сметные нормативы. Как Вы считаете, Владимир Романович, способна ли новая система удешевить стройку, оптимизировать работу отрасли, сократить риск ошибок при расчётах, как уверяют в Минстрое России?

– Утверждается, что система включит в себя информацию о ценах строительных ресурсов, полученную на основе мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда в регионах. Зададимся вопросом: кто и как это будет делать, да ещё и в разрезе субъектов РФ? Ведь цена в строительстве может быть определена только на региональном уровне, и, подчеркну, разница стоимости одних и тех же стройматериалов может вдвое отличаться даже и в одном регионе.

Единой методики регистрации (мониторинга) и расчёта текущих цен на сегодняшний день не существует. Есть только проекты методик определения сметных цен на материалы, машины и механизмы, размера средств на оплату труда.

Если раньше в ФЦЦС и Минстрое (Госстрое) создавали новую, затем «эталонную», в 2014 опять «новую» СНБ, то теперь основное внимание уделяется мониторингу ресурсов и созданию ФГИС ЦС. Кстати, на официальном сайте госзакупок 19 ноября объявлен конкурс (номер 31604351115) с начальной ценой 105 млн. руб. на выполнение работ по созданию ФГИС ЦС. В требованиях к участникам закупки: наличие действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; наличие действующей лицензии ФСБ РФ на осуществление разработки информационных систем; наличие исполненного договора на разработку (создание) информационной системы в сфере строительства со стоимостью такого договора не менее 10% от начальной максимальной цены за последние 3 года. Невольно хочется поинтересоваться: много ли в стране разработчиков программного обеспечения, которые соответствуют таким требованиям? Или этот конкурс, как часто бывает у нас с госзакупками, просто формальность, а его итоги уже известны нужным людям?

Никто в Минстрое больше не возвращается к идее применения укрупнённых показателей, некогда объявленной перспективным направлением в части оптимизации стоимости. На федеральном уровне до сих пор нет методических рекомендаций и пособий по всей системе укрупнённых показателей! Их просто некому разработать: там не осталось профессионалов. О необходимости разработки системы укрупнённых показателей, адаптированной к разного уровня стоимостным расчётам на протяжении жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта (ИСП) мы много лет напоминали на страницах отраслевых изданий, но нам продолжают упрямо навязывать нормативы цены строительства (НЦС), лишённые обоснования, не прошедшие обсуждения и экспертизы укрупнённые показатели с неопределённой погрешностью, притом на федеральном уровне, забывая, что тот или иной укрупнённый показатель может быть сформирован только на региональном строительном рынке.

О системности в ценообразовании в строительстве, об управлении стоимостью (УС) и стоимостном инжиниринге опять "забыли".

Мы много раз давали в СМИ публикации об обязательном внедрении УС в составе управления проектами, что обеспечивает прозрачность стоимости на всех этапах ИСП. Не хотят наши чиновники и власти об этом говорить. Без УС проще не раз пересматривать стоимость ИСП и только в сторону его увеличения. Стоит ли здесь напоминать о том, во сколько раз выросла стоимость строительства стадиона «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге, который еще не сдан в эксплуатацию?

Мы должны своевременно нормировать и расценивать передовые архитектурно-планировочные и строительно-конструктивные решения в ИСП, обеспечивать ценовое сопровождение по новым материалам, машинам, технологиям, организации труда и производства во всех сферах отрасли на всех этапах реализации ИСП среди всех его участников.

С передачей Главгосэкспертизе полномочий ликвидируемого «ФЦЦС» возникает вопрос о возможном конфликте интересов. Ведь получается так, что Главгосэкспертиза будет разрабатывать сметные нормативы и проводить мониторинг текущей стоимости строительных ресурсов, определять по ним стоимость строительства и эта же структура будет давать заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства и капитального ремонта. Своя рука владыка?

Возникает вопрос о профессионализме и уровне образования тех, кто готовил и будет готовить законы, постановления, приказы. Из чиновников в высшей власти уволили «академиков». Ждем, не дождёмся, когда из министерств и ведомств уберут дилетантов от строительства.

– Сообщается также о проекте постановления Правительства РФ о Порядке мониторинга стоимости строительных ресурсов, об актуализации сметных норм…

– Согласно этому проекту мониторинг включает в себя сбор информации о ценах строительных ресурсов, обработку, систематизацию и хранение полученной информации в целях формирования сметных цен ресурсов.

Предусматривается, что сведения о стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования будут обновляться не реже одного раза в квартал, данные о стоимости приобретения (почему «приобретения»?) строительных машин и автотранспортных средств - один раз в год. Сформированные сметные цены строительных ресурсов, предназначенные для определения стоимостных показателей сметных нормативов, должны находиться в открытом доступе в ФГИС ЦС.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» будет вести такой мониторинг на основании информации, предоставляемой производителями или поставщиками, внесенными в Реестр производителей и поставщиков строительных ресурсов (формирование и ведение данного реестра осуществляет Минстрой России на основании данных о поставщиках информации, представленных Минпромторгом России), а также Росстатом, Минтрудом России, Минтрансом России.

То есть, юридические лица, которых определят и внесут в Реестр производителей и поставщиков строительных ресурсов (как будет формироваться этот Реестр?), согласно еще одному проекту приказа Минстроя России «Об утверждении форм представления информации, необходимой для определения сметных цен строительных ресурсов», будут обязаны представлять информацию о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, строительных машин и автотранспортных средств, а также другие данные. Подчеркиваю, обязаны представлять! И кроме этого, в проекте о порядке мониторинга указано, что сведения о стоимости строительных ресурсов, получаемые от производителей или поставщиков, направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС).

Чтобы было понятно, о чем мы говорим, приведу одну из форм представления информации о ценах на строительные ресурсы.

Код ресурса

Наименование ресурса в соответствии с КСР

Единица измерения

Проектная производственная мощность за год (по виду продукции)

Объем реализации за отчетный период (по виду продукции)

Отпускная цена (цена реализации) продукции на ед. измерения, руб.

(гр.7 / гр.6)

Код ОКПД2

Код КСР

в натуральном выражении

в стоимостном выражении, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопрос к производителям и поставщикам строительных ресурсов: вы готовы давать по такой форме объективную и актуальную информацию о стоимости своей продукции, учитывая, что эта информация попадет в ФНС или к конкурентам (в российских реалиях - очень даже возможно) со всеми вытекающими последствиями для конкретного юридического лица? Или вам выгодней будет не передавать такую информацию вообще, либо сообщать недостоверную информацию, пусть с возможным штрафом в 3-5 тысяч рублей, но не ставить свой бизнес под угрозу исчезновения?

Кроме этого, существует огромное количество вопросов, которые нужно будет решить для проведения действительно объективного мониторинга актуальных цен на строительные ресурсы. Это очень трудоемкий и кропотливый процесс. Знаем наверняка, поскольку занимаемся этим больше двадцати лет. Поэтому возникают большие сомнения в том, что Главгосэкспертиза, а именно три управления со штатом в несколько десятков человек, которыми будет руководить госпожа Лищенко, сможет справиться с такой масштабной задачей.

Как можно мониторить цены на сотни тысяч строительных ресурсов (руководство строительной отрасли говорило о 300 000 ресурсов)? Их просто не существует! Практика мониторинга показала, что достаточно отслеживать 2 - 5 тыс. позиций, что и делали почти все Региональные центры по ценообразованию в стране. Кому нужны сотни показателей по малоценным и прочим материалам, составляющих доли процента в стоимости вида работ, когда в ГЭСН заложены обобщения и усреднения в размере до 3 %?

По нашему мнению, которое разделяют и коллеги в профессиональном сообществе, осуществить планируемый Минстроем России проект мониторинга стоимости строительных ресурсов в масштабах нашей огромной страны на современном этапе не представляется возможным.

Хотим подчеркнуть, получить какие-то данные от поставщиков (изготовителей) и собрать все это в одну таблицу - это возможно. Но такой мониторинг будет нужен, вероятно, только Минстрою, что называется «для галочки». Вполне допускаем, что ФГИС ЦС даст основание для административного манипулирования с ценами на строительные ресурсы в угоду интересам конкретных лиц.

– Каковы итоги революционной программы «400 дней»?

– Перечислю все, что было сделано по этой программе за прошедший год:

1. Подписан Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который условно называют «Закон о ценообразовании».

2. Принято постановление Правительства РФ №959 от 23.09.2016 г. «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве», которое обязывает Минстрой России до 1 марта 2017 г. создать федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве и утверждает Положение об этой системе.

3. По информации от ликвидируемого ФАУ «ФЦЦС», в октябре текущего года научно-экспертный совет по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России одобрил предложение ФАУ «ФЦЦС» о включении в сметно-нормативную базу 435 сметных норм на наиболее актуальные и востребованные отраслью виды работ (устройство закрытых подземных переходов методом горизонтально-направленного бурения; монтаж элементов каркасов быстровозводимых зданий из стальных сварных профилей на болтовых соединениях (без применения сварки); устройство металлической водосточной системы (колен, воронок, водосточных труб) из готовых элементов; прокладка алюминиевых гибких гофрированных воздуховодов; монтаж люков противопожарных и другие).

Опубликованы проекты некоторых документов, среди которых:

«Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов и Методики определения размера средств на оплату труда в сметной документации на строительство»;

«Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства»; «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов на территории Российской Федерации»;

«О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», в котором предлагается установить порядок проведения аттестации, переаттестации на право подготовки заключений о результатах оценки достоверности сметной стоимости строительства, и порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений о результатах оценки достоверности сметной стоимости строительства.

«Об утверждении формы классификатора строительных ресурсов».

Вот и все фактические итоги грандиозной программы «400 дней»!

Ни одной готовой методики; ни одного, внесенного в действующую сметно-нормативную базу, нового сметного норматива; никакого, даже отдельного модуля ФГИС ЦС, запущенного, пусть, в опытную эксплуатацию. По факту, на сегодняшний день наше профессиональное сообщество не получило ничего из того, что декларировалось на старте программы «400 дней».

За величайшее достижение нам выдают Федеральный закон ФЗ № 369 от 3 июля 2016 г., т.н. «Закон о ценообразовании», по которому в Градостроительном кодексе РФ закреплены понятия «сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта», «сметные нормы», «сметные цены строительных ресурсов», «сметные нормативы». Указано, что органы государственной власти РФ в области градостроительной деятельности могут утверждать сметные нормы и методики их применения; ведут федеральный реестр сметных нормативов и ФГИС ЦС.

Это, конечно, все хорошо, но что нового и полезного здесь для инженеров-сметчиков?

Разве в МДС 81-35.2004 не было определений сметной нормы, сметного норматива, сметной стоимости и др.? Разве в постановлении Правительства РФ №427 от 18.05.2009 не было указано, кто формирует и ведет федеральный реестр сметных нормативов?

– Минстроем России было утверждено Государственное задание ФАУ «ФЦЦС», с выделением из бюджета около 800 млн. рублей ежегодно. На официальном сайте государственных закупок 19 ноября 2015 г. была размещена информация о проведении десяти открытых конкурсов по реализации концепции «400 дней». Следующие десять конкурсов по реализации Государственного задания Минстроя России были объявлены в апреле текущего года. Пожалуйста, прокомментируйте их результаты.

– В целом на реализацию Государственного задания Минстроя России за 2015 и 2016 годы выделено почти 800 млн. руб. (более 270 млн. руб. в 2016 и более 500 млн. руб. в 2015 г.).

Воронежский Региональный центр ценообразования и экономики в строительстве тоже готов был подать заявку на участие в этом конкурсе. Те же намерения декларировал ряд других известных в профессиональной среде организаций. Но доступ к участию в конкурсе реально нам был перекрыт: 5% от цены закупки на обеспечение заявки и 30 % на обеспечение контракта – суммы очень значительные.

Кто же победители этих конкурсов? Многие организации, получившие контракты, неизвестны в профессиональном сообществе и раньше не занимались ценообразованием и сметным нормированием. Возможно, на условиях субподряда, работы по договорам фактически выполняют другие организации.

Что получим на выходе? Получим некие готовые разработки (методики, сметные нормативы, НЦС и пр.), качество и полноту которых нужно будет еще проверить и оценить. Судя по всему, если до того дойдет, заниматься этим будет экспертный совет ФАУ «ФЦЦС» и научно-экспертный совет по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России.

По последним сообщениям с сайта ФАУ «ФЦЦС», 15 ноября состоялось очередное заседание Экспертного совета ФАУ «ФЦЦС», на котором одобрены методические рекомендации по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, на эксплуатацию машин и механизмов, а также на затраты труда в строительстве. Также одобрены сборники НЦС-07 «Железные дороги», НЦС-09 «Мосты и путепроводы» и актуализированные ГЭСН сборника 7 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные». Экспертный совет ФАУ «ФЦЦС» рекомендовал вынести все вопросы повестки дня на рассмотрение Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию при Минстрое России.

До конца года, т.е. до прекращения существования ФАУ «ФЦЦС», остается совсем немного времени. Непонятно, когда будут рассмотрены, одобрены или отправлены на доработку все остальные методики и сметные нормативы, на разработку (актуализацию) которых в 2015 – 2016 гг. проводились конкурсы.

Возможно, формально все договора по конкурсам будут закрыты. Но какого профессионального уровня нормативно-методические документы получит сообщество инженеров-сметчиков? Ведь работать по готовым методикам и сметным нормативам будут они, практикующие сметчики, чье мнение и предложения практически не учитывались в процессе создания и рассмотрения новых документов.

Вполне вероятно, что все закончится очередным переписыванием существующих сметных нормативов, как в случае с упомянутым выше «Законом о ценообразовании». Будут успешно (для определенных лиц) освоены многомиллионные средства из бюджета, руководство Минстроя бодро отчитается о «серьезнейшей» проделанной работе. Как уже говорилось выше, у нас нет никаких оснований полагать, что Минстрою удастся создать адекватную и жизнеспособную ФГИС ЦС. Но при этом Минстрой гарантированно добавит дополнительные сложности для производителей (поставщиков) строительных ресурсов, а также для самих строителей.

- Что, в связи с ранее изложенным, происходит на региональном уровне, в нашей Воронежской области?

- В ряде регионов (г. Санкт-Петербург, Иркутская область, Чувашская республика, Нижегородская область) разработаны и внесены в федеральный реестр сметных нормативов Территориальные укрупненные нормативы цены строительства (ТНЦС), а в Татарстане - Территориальные нормативы цены конструктивных решений (ТНЦКР). То есть в ряде регионов сделали правильный шаг, "привязав" федеральные укрупненные нормативы к местным условиям. В нашей области такого никто не сделал, последнее, что мы видели на уровне нашего региона - это приказ департамента архитектуры и строительной политики от марта 2015 г. о введении ТЕР редакции 2014 г.

Уже много раз мы говорили о несоответствии индексов изменения сметной стоимости СМР, выпускаемых Воронежским филиалом "ФЦЦС", и индексов, выпускаемых Минстроем России, но ничего здесь не изменилось и уже не изменится - с ликвидацией "ФЦЦС" перестанут существовать и все его филиалы. Но кто будет в следующем году заниматься разработкой индексов к действующей сметно-нормативной базе для Воронежской области? Пока никакой ясности в этом вопросе нет.

Сейчас больше всего интересует реализация у нас, в Воронежской области, постановления Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)» и как (и кем) будет проводиться для этой системы мониторинг стоимости строительных ресурсов, о чем мы уже говорили ранее. Филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России», который уполномочен осуществлять мониторинг стоимости строительных ресурсов, в Воронеже нет, ближайший находится в Саратове, значит Саратовский филиал Главгосэкспертизы и будет этим заниматься, охватывая территорию Воронежской, а также еще десяти областей, которые относятся к этому филиалу?

Наш Центр по ценообразованию работает вот уже 23 года. В ходе разработки сметно-нормативной базы (СНБ) ТЕР-2001 Воронежской области на основе ГЭСН-2001, с которой мы успешно справились, нами подготовлена методика проведения регистрации (мониторинга) строительных ресурсов и обработки результатов регистрации. Этот нормативный документ был утверждён Администрацией Воронежской области и высоко оценён в Госстрое РФ. Мы всегда занимались и продолжаем заниматься мониторингом цен на строительные ресурсы по Воронежской области, который используем для расчета индексов изменения сметной стоимости к базисному уровню цен 2000 года, а также для определения текущей стоимости основных строительных ресурсов, и публикуем всю эту информацию в своем ежемесячном информационно-аналитическом журнале "Строительство и цены ", которым пользуются сотни организаций.

Необходимо отметить, что мы даём не только текущие цены, но и укрупнённые ценовые показатели на ресурсы-представители, на укрупнённые виды работ и на конструктивные элементы. Причём для каждого уровня укрупнения определена точность стоимостных расчётов.

Отслеживание результатов изменения цен на строительные ресурсы и обработка собранной информации - очень важная и ответственная работа, результатом которой является справедливый уровень цен в строительстве на региональном уровне. Хочу ещё раз подчеркнуть, что цены на строительные ресурсы на федеральном уровне, по какому-то среднему их значению на всю страну не нужны никому. Наш Центр по ценообразованию готов принять участие в столь нужной всем строителям работе. Мы могли бы вести работы по мониторингу цен для ФГИС ЦС на региональном уровне. Остаётся ждать, когда органы власти примут соответствующие решения по ФГИС ЦС, определятся конкретные механизмы ее формирования, ведения и использования на уровне региона.

Беседовал Юрий Лукин




(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений