• Солидарное общество — это русский социальный идеал

Солидарное общество — это русский социальный идеал

23.11.2015
Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на XIХ Всемирном Русском Народном Соборе

Часто в медийной среде зву­чит мнение, что выбор свято­го Владимира – это «европейский выбор», а смысл Крещения Руси в том, что «через христианство Рос­сия стала принадлежать Европе». Сторонники такой точки зрения очень настойчивы в ее продвиже­нии. Ведь если святой князь Вла­димир совершил цивилизацион­ный выбор в пользу Европы, то мы должны и далее подтверждать его выбор, следуя за европейцами.

Давайте разберем, справедли­ва ли такая точка зрения и следу­ющие из нее выводы. Христиан­ская культура несводима к одной национальной культуре или к груп­пе таких культур. Христос пришел спасти все человечество. Его про­поведь, Его заповеди обращены ко всем людям.

При том, что культурной осно­вой Византии несомненно был греко-римский мир и греческий язык был языком межнациональ­ного общения, она включала в себя пространства трех континентов.

Восточное христианство не разделяло между собой Европу, Азию и Африку, не стремилось к культурному обособлению какой-то якобы избранной, особо ода­ренной в культурном плане тер­ритории или группы народов, но несло христианские дары всем окрестным континентам. В этом проявлялся универсализм Визан­тийской цивилизации.

Цивилизация рождается тог­да, когда ей есть что сказать все­му человечеству, когда ее насле­дие приобретает всемирное зна­чение.

Отмечу, что долгое время за­падная цивилизация не называ­ла себя европейской. Вплоть до конца XVIII века культурное сооб­щество народов Запада предпо­читало именовать себя христиан­ским миром. Потом, когда христи­анские ценности на Западе стали отступать под натиском секуляр­ных идей, было отдано предпочте­ние другому названию – Европа.

Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сде­лала шаг навстречу истине. Одна­ко крещение не означает, что на­ши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов — в этническом, социокультурном или географическом смысле. Та­кого выделения элитарной части человечества, такого толкования не приемлют ни византийская, ни русская культура. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждет всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Вла­димира, и те, что услышали бла­гую весть гораздо позже.

Церковное предание гласит, что князь Владимир предпочел принять христианство от Визан­тии, потому что русские послан­ники были восхищены красотой православного богослужения. Но, видимо, не только эстетиче­ское чувство определило выбор в пользу Восточной Церкви. В этом выборе не могло не проявиться и нравственное чувство князя, чув­ство национального достоинства и уважения к своему народу. Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение национальной неза­висимости.

Выбор святого князя Влади­мира ни в коем случае не был только «европейским выбором» и даже только «византийским выбором». Тем более его нель­зя считать отказом от нацио­нальной культурной идентично­сти. Это был русский выбор, ко­торый позволил народу раскрыть свои дарования и таланты в ло­не христианства, проявить себя в служении вселенской истине Христовой и в рамках этого слу­жения создать собственную ци­вилизацию.

В Киеве, где погибли в 983 го­ду, по словам Симеона Суздаль­ского, «первые русские граждане Небесного града» святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, и находит­ся фундамент Десятинной церк­ви – первого христианского хра­ма древнего Киева, воздвигнуто­го князем Владимиром.

Эта церковь названа так в честь десятой доли до­ходов, которую святой князь начал вносить сначала на строительство этого храма, а потом на другие богоугодные дела. Его примеру последовали иные право­славные христиане, и вскоре внесение десятины пре­вратилось в нашу национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов. Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям, стала одной из форм прояв­ления солидарности, поддержки тех, кто в этой под­держке нуждался.

Солидарное общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христи­анским выбором князя Владимира. Как я уже говорил, это такое общество, в котором отношения взаимопо­мощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревно­сти и конкуренции. Это общество, в котором нет «лиш­них людей», нет обреченных и проклятых. Таков иде­ал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором про­явилось русское понимание христианства. По сути де­ла, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа.

Чтобы проводить нравственную политику, госу­дарство должно иметь неравнодушный, ценностно-обоснованный взгляд на образование, культуру, ин­формацию, сферу идей, руководствоваться нрав­ственным приоритетом и волей своего народа над дру­гими, особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве прислушивается к народу и пом­нит об ответе перед Богом.

Нравственное государство не превращает культу­ру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной се­грегации и информационному неравенству. Оно под­держивает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарно­сти и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к формирова­нию программ обучения в школе и в вузе, иметь еди­ное образовательное пространство.

Нравственное государство предполагает и спра­ведливое устроение экономики. Идеи солидарности, о которых неоднократно говорилось с трибуны Все­мирного Русского Народного Собора, требуют сегод­ня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения.

Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной «эко­номикой» — разрыв, угрожающий экономической ста­бильности не только России, но и всего мира.

КСТАТИ

Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора

XIX Всемирный Русский Народный Собор, состо­явшийся в год тысячеле­тия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам.

История человечества знает со­всем немного государствен­ных и духовных лидеров, определив­ших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Влади­мир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Пря­мым следствием деяний князя Вла­димира стало формирование едино­го русского народа, имеющего общие язык, веру и культуру, – народа, став­шего ведущей силой в строительстве единого государства. Сильная и са­мостоятельная Русь встала на путь создания новой цивилизационной общности, преемственной по отно­шению к Византии и продолжающей историческую родственную линию: Рим — Константинополь — Киев — Москва.

В наше время актуальное значе­ние приобретают верность цивили­зационному выбору князя Владими­ра, верность власти и общества их исторической миссии. Участники Со­бора убеждены: наша политическая элита и интеллектуальный класс при­званы к сохранению духовной неза­висимости, к утверждению гумани­тарного суверенитета исторической России как самостоятельной циви­лизации. При этом важным факто­ром, определяющим такой сувере­нитет, является единое общеобра­зовательное пространство, которо­го в настоящее время в гуманитар­ной сфере не существует и восста­новление которого является задачей особой важности.

Эту задачу, однако, невозможно решить до тех пор, пока гуманитар­ные дисциплины в школе будут изу­чаться на основе учебников, отража­ющих различные, в том числе и пря­мо противоречащие друг другу трак­товки исторических событий и лите­ратурных произведений.

Постмодернистским подходам, обесценивающим саму идею объек­тивной исторической истины, следу­ет противопоставить волю общества к постижению правды, к извлечению нравственных уроков из героических и трагических страниц нашей исто­рии. Разнообразие методик в учеб­ном процессе не должно быть поме­хой в достижении его основных це­лей, важнейшее место среди кото­рых занимает воспитание будущего гражданина и патриота.

Собор призывает к укреплению политических, культурных, экономи­ческих связей народов — наследни­ков Древней Руси, вышедших из дне­провской купели князя Владимира, а также всех народов, принявших уча­стие в созидании Русской цивилиза­ции; народов, объединенных сегодня родственной культурой, русским язы­ком, а также кириллической письмен­ностью, ставшей уникальным графи­ческим кодом нашей цивилизацион­ной общности.

Важным компонентом в развитии Руси как цивилизации, фундамент которой заложил князь Владимир, должно стать осмысление феномена солидарного общества. Нам необхо­димо изучение традиционных и пер­спективных механизмов социальной и духовной солидарности, стремле­ние к воплощению солидарного иде­ала в современной политической, экономической, правовой, культур­ной практике.

В наши дни особенно актуально то, что является важной составляю­щей частью наследия князя Влади­мира, а именно уважение националь­ной самобытности, которая отрица­ет концепцию «плавильного котла» и те модели глобализации, что пред­полагают нивелирование этнокуль­турного многообразия. Националь­ная политика России на протяжении веков основывалась не на ассими­ляции, а на соработничестве само­бытных народов, объединенных об­щей судьбой, и сегодня она должна в полной мере продолжать эту тра­дицию. В нынешних условиях глоба­лизующегося мира особенно необ­ходимо ощущение единства, порож­денного принадлежностью к общей цивилизации; единства, не отменя­ющего национальной идентичности, не противопоставляющего граждан­скую общность этнокультурным и ре­лигиозным общностям.

В этом контексте Всемирный Рус­ский Народный Собор отмечает осо­бую значимость позиции сотрудни­чающих с ним научных сообществ, констатирующих, что цивилизаци­онная общность снимает возможные противоречия между национально-религиозной идентичностью, с одной стороны, и идентичностью граждан­ской, с другой, создает предпосыл­ки для наиболее полной гармониза­ции межнациональных и межрелиги­озных отношений.

Каждый народ России должен со­хранить свой неповторимый облик, внося уникальный вклад в культур­ное и духовное богатство нашей Ро­дины. При этом особую роль играет сохранение и всестороннее развитие русского народа как главного объеди­няющего начала нашей цивилизации, как ее стержневого народа.

Всемирный Русский Народный Со­бор считает необходимой разработку Общественной концепции развития русского народа, которая предусма­тривала бы решение насущных де­мографических, социальных, духов­ных проблем русских; способствова­ла бы преемственному развитию на­циональной идентичности; укрепля­ла бы правовую субъектность рус­ских общественных движений в Рос­сии и русских общин в диаспоре; по­зволяла бы в глобальном масштабе раскрыть потенциал русской культу­ры и социальной мысли, достичь яс­ного и непротиворечивого видения истории русского народа.

Особое значение будет иметь и осмысление итогов Русской Ката­строфы — идущей через всю историю ХХ-ХХI веков череду актов этноцида и культуроцида русских, начиная с соз­дания в 1914 году австро-германским командованием лагерей смерти в Та­лергофе и Терезине. Мы убеждены, что без понимания цивилизацион­ных, культурологических и религиоз­ных истоков русофобии невозможно дать адекватную оценку и уничтоже­нию миллионов мирных граждан из числа русских и русскоязычных жи­телей СССР в годы Великой Отече­ственной войны.

Мы приглашаем всех, кто нерав­нодушен к нашим идеалам и ценно­стям, принять участие в разработке такой концепции, призванной осмыс­лить историческое наследие святого равноапостольного князя Владимира применительно к настоящему и буду­щему нашего народа.

В ТЕМУ

Наследие святого князя Владимира и судьбы исторической Руси

Такова тема XIХ Всемирно­го Русского Народного Собо­ра, который состоялся в Москве в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Со вступи­тельным словом к собравшим­ся обратился заместитель гла­вы ВРНС, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев. Касаясь работы секций, и в част­ности той, которая проходила в Союзе писателей России по те­ме «Россия и Украина: истори­ческие духовно-культурные свя­зи», Ганичев сказал: «Мы не мо­жем ни признавать, ни оправды­вать фашизм, радикальный наци­онализм и геноцид, показываю­щие свой звериный оскал. Но мы должны искать и находить вменя­емых людей, оживлять, взывать к жизни то, что делало наши на­роды родными братьями, то, что сохраняет жизнь тысячам и мил­лионам людей». Затем с докла­дом выступил Святейший Патри­арх Кирилл.

На заседании выступили за­меститель председателя Госу­дарственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; член бюро Прези­диума ВРНС, главный редак­тор интернет-портала «Релига­ре.ru» А.В. Щипков; лидер фрак­ции КПРФ в Государственной Ду­ме Г.А. Зюганов; верховный муф­тий России Талгат Таджуддин; ру­ководитель фракции ЛДПР в Го­сударственной Думе В.В. Жири­новский; руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе С.М. Ми­ронов; народный артист России, член Союза писателей России, почетный член Президиума ВРНС М.И. Ножкин, исполнивший марш «Бессмертный полк», и другие.


Автор:  Святослав ИВАНОВ


(Нет голосов)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений