Солидарное общество — это русский социальный идеал
Часто в медийной среде звучит мнение, что выбор святого Владимира – это «европейский выбор», а смысл Крещения Руси в том, что «через христианство Россия стала принадлежать Европе». Сторонники такой точки зрения очень настойчивы в ее продвижении. Ведь если святой князь Владимир совершил цивилизационный выбор в пользу Европы, то мы должны и далее подтверждать его выбор, следуя за европейцами.
Давайте разберем, справедлива ли такая точка зрения и следующие из нее выводы. Христианская культура несводима к одной национальной культуре или к группе таких культур. Христос пришел спасти все человечество. Его проповедь, Его заповеди обращены ко всем людям.
При том, что культурной основой Византии несомненно был греко-римский мир и греческий язык был языком межнационального общения, она включала в себя пространства трех континентов.
Восточное христианство не разделяло между собой Европу, Азию и Африку, не стремилось к культурному обособлению какой-то якобы избранной, особо одаренной в культурном плане территории или группы народов, но несло христианские дары всем окрестным континентам. В этом проявлялся универсализм Византийской цивилизации.
Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, когда ее наследие приобретает всемирное значение.
Отмечу, что долгое время западная цивилизация не называла себя европейской. Вплоть до конца XVIII века культурное сообщество народов Запада предпочитало именовать себя христианским миром. Потом, когда христианские ценности на Западе стали отступать под натиском секулярных идей, было отдано предпочтение другому названию – Европа.
Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов — в этническом, социокультурном или географическом смысле. Такого выделения элитарной части человечества, такого толкования не приемлют ни византийская, ни русская культура. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждет всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали благую весть гораздо позже.
Церковное предание гласит, что князь Владимир предпочел принять христианство от Византии, потому что русские посланники были восхищены красотой православного богослужения. Но, видимо, не только эстетическое чувство определило выбор в пользу Восточной Церкви. В этом выборе не могло не проявиться и нравственное чувство князя, чувство национального достоинства и уважения к своему народу. Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение национальной независимости.
Выбор святого князя Владимира ни в коем случае не был только «европейским выбором» и даже только «византийским выбором». Тем более его нельзя считать отказом от национальной культурной идентичности. Это был русский выбор, который позволил народу раскрыть свои дарования и таланты в лоне христианства, проявить себя в служении вселенской истине Христовой и в рамках этого служения создать собственную цивилизацию.
В Киеве, где погибли в 983 году, по словам Симеона Суздальского, «первые русские граждане Небесного града» святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, и находится фундамент Десятинной церкви – первого христианского храма древнего Киева, воздвигнутого князем Владимиром.
Эта церковь названа так в честь десятой доли доходов, которую святой князь начал вносить сначала на строительство этого храма, а потом на другие богоугодные дела. Его примеру последовали иные православные христиане, и вскоре внесение десятины превратилось в нашу национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов. Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям, стала одной из форм проявления солидарности, поддержки тех, кто в этой поддержке нуждался.
Солидарное общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира. Как я уже говорил, это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа.
Чтобы проводить нравственную политику, государство должно иметь неравнодушный, ценностно-обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей, руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве прислушивается к народу и помнит об ответе перед Богом.
Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к формированию программ обучения в школе и в вузе, иметь единое образовательное пространство.
Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности, о которых неоднократно говорилось с трибуны Всемирного Русского Народного Собора, требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения.
Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной «экономикой» — разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира.
КСТАТИ
Соборное слово XIX Всемирного Русского Народного Собора
XIX Всемирный Русский Народный Собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам.
История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Прямым следствием деяний князя Владимира стало формирование единого русского народа, имеющего общие язык, веру и культуру, – народа, ставшего ведущей силой в строительстве единого государства. Сильная и самостоятельная Русь встала на путь создания новой цивилизационной общности, преемственной по отношению к Византии и продолжающей историческую родственную линию: Рим — Константинополь — Киев — Москва.
В наше время актуальное значение приобретают верность цивилизационному выбору князя Владимира, верность власти и общества их исторической миссии. Участники Собора убеждены: наша политическая элита и интеллектуальный класс призваны к сохранению духовной независимости, к утверждению гуманитарного суверенитета исторической России как самостоятельной цивилизации. При этом важным фактором, определяющим такой суверенитет, является единое общеобразовательное пространство, которого в настоящее время в гуманитарной сфере не существует и восстановление которого является задачей особой важности.
Эту задачу, однако, невозможно решить до тех пор, пока гуманитарные дисциплины в школе будут изучаться на основе учебников, отражающих различные, в том числе и прямо противоречащие друг другу трактовки исторических событий и литературных произведений.
Постмодернистским подходам, обесценивающим саму идею объективной исторической истины, следует противопоставить волю общества к постижению правды, к извлечению нравственных уроков из героических и трагических страниц нашей истории. Разнообразие методик в учебном процессе не должно быть помехой в достижении его основных целей, важнейшее место среди которых занимает воспитание будущего гражданина и патриота.
Собор призывает к укреплению политических, культурных, экономических связей народов — наследников Древней Руси, вышедших из днепровской купели князя Владимира, а также всех народов, принявших участие в созидании Русской цивилизации; народов, объединенных сегодня родственной культурой, русским языком, а также кириллической письменностью, ставшей уникальным графическим кодом нашей цивилизационной общности.
Важным компонентом в развитии Руси как цивилизации, фундамент которой заложил князь Владимир, должно стать осмысление феномена солидарного общества. Нам необходимо изучение традиционных и перспективных механизмов социальной и духовной солидарности, стремление к воплощению солидарного идеала в современной политической, экономической, правовой, культурной практике.
В наши дни особенно актуально то, что является важной составляющей частью наследия князя Владимира, а именно уважение национальной самобытности, которая отрицает концепцию «плавильного котла» и те модели глобализации, что предполагают нивелирование этнокультурного многообразия. Национальная политика России на протяжении веков основывалась не на ассимиляции, а на соработничестве самобытных народов, объединенных общей судьбой, и сегодня она должна в полной мере продолжать эту традицию. В нынешних условиях глобализующегося мира особенно необходимо ощущение единства, порожденного принадлежностью к общей цивилизации; единства, не отменяющего национальной идентичности, не противопоставляющего гражданскую общность этнокультурным и религиозным общностям.
В этом контексте Всемирный Русский Народный Собор отмечает особую значимость позиции сотрудничающих с ним научных сообществ, констатирующих, что цивилизационная общность снимает возможные противоречия между национально-религиозной идентичностью, с одной стороны, и идентичностью гражданской, с другой, создает предпосылки для наиболее полной гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Каждый народ России должен сохранить свой неповторимый облик, внося уникальный вклад в культурное и духовное богатство нашей Родины. При этом особую роль играет сохранение и всестороннее развитие русского народа как главного объединяющего начала нашей цивилизации, как ее стержневого народа.
Всемирный Русский Народный Собор считает необходимой разработку Общественной концепции развития русского народа, которая предусматривала бы решение насущных демографических, социальных, духовных проблем русских; способствовала бы преемственному развитию национальной идентичности; укрепляла бы правовую субъектность русских общественных движений в России и русских общин в диаспоре; позволяла бы в глобальном масштабе раскрыть потенциал русской культуры и социальной мысли, достичь ясного и непротиворечивого видения истории русского народа.
Особое значение будет иметь и осмысление итогов Русской Катастрофы — идущей через всю историю ХХ-ХХI веков череду актов этноцида и культуроцида русских, начиная с создания в 1914 году австро-германским командованием лагерей смерти в Талергофе и Терезине. Мы убеждены, что без понимания цивилизационных, культурологических и религиозных истоков русофобии невозможно дать адекватную оценку и уничтожению миллионов мирных граждан из числа русских и русскоязычных жителей СССР в годы Великой Отечественной войны.
Мы приглашаем всех, кто неравнодушен к нашим идеалам и ценностям, принять участие в разработке такой концепции, призванной осмыслить историческое наследие святого равноапостольного князя Владимира применительно к настоящему и будущему нашего народа.
В ТЕМУ
Наследие святого князя Владимира и судьбы исторической Руси
Такова тема XIХ Всемирного Русского Народного Собора, который состоялся в Москве в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Со вступительным словом к собравшимся обратился заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев. Касаясь работы секций, и в частности той, которая проходила в Союзе писателей России по теме «Россия и Украина: исторические духовно-культурные связи», Ганичев сказал: «Мы не можем ни признавать, ни оправдывать фашизм, радикальный национализм и геноцид, показывающие свой звериный оскал. Но мы должны искать и находить вменяемых людей, оживлять, взывать к жизни то, что делало наши народы родными братьями, то, что сохраняет жизнь тысячам и миллионам людей». Затем с докладом выступил Святейший Патриарх Кирилл.
На заседании выступили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; член бюро Президиума ВРНС, главный редактор интернет-портала «Религаре.ru» А.В. Щипков; лидер фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов; верховный муфтий России Талгат Таджуддин; руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе В.В. Жириновский; руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе С.М. Миронов; народный артист России, член Союза писателей России, почетный член Президиума ВРНС М.И. Ножкин, исполнивший марш «Бессмертный полк», и другие.
Автор: Святослав ИВАНОВ
(Нет голосов) |