• Святотатство и глумление над святынями

Святотатство и глумление над святынями

18.04.2016

По чьему благословению эти цветы зла взошли на воронежском символическом поле?

Оказывается, если бы не РИА «Воронеж» (авто­номное учреждение Воронежской области «Ре­гиональное информационное агентство «Воро­неж»), воронежцы никогда бы не узнали о гран­диозном событии в культурной жизни города. Подробный отчет о нем корреспондент этого главного медиаресурса региона Анастасия Сар­ма озаглавила так: «Режиссер Виктория Нарах­са поставила в Воронеже «Каренину» с канниба­лизмом». Понять журналистку можно. Чем еще может привлечь читателей это детище Ильи Са­харова, которое изо дня в день вынуждено ри­совать идиллическую картину счастливой жизни под руководством мудрого губернатора.

А тут такое: «Московский ре­жиссер Виктория Нарахса вместе со студентами воронеж­ской Академии искусств показа­ли скандальный трэш-мюзикл «Каренина» – тизер будуще­го спектакля (рекламная зама­нуха. – Ред.) – в ночном клубе Underbar…» Подробности самого действа брезгливо опустим. Про­цитируем только концовку мате­риала, чтобы понять какой чести удостоился наш город. «Постави­ла «трэш-мюзикл», – пишет Сар­ма, – московский режиссер и хо­реограф Виктория Нарахса, по­лучившая широкую известность как автор хип-хоп оперетты «Та­раканище», в которой должна бы­ла играть участница Pussy Riot Надежда Толоконникова. Спек­такль должны были показать на сцене Центра имени Мейерхоль­да, однако его руководство в по­следний момент отказалось от премьеры «Тараканища». Как утверждала режиссер Виктория Нарахса, спектакль был отме­нен по политическим причинам. Руководство театра объяснило срыв премьеры тем, что пред­премьерный показ сопровожда­ли «пьянство, курение, выворо­ченные двери».

Виктория Нарахса… Участни­ца и куратор многочисленных се­минаров, мастер-классов и теа­тральных лабораторий в России и за рубежом...»

К счастью, в культурной обще­ственности Воронежа нашлись люди, которых не убедил послуж­ной список Нарахсы. Многие не согласились с тем, чтобы Воро­неж приобрел сомнительную сла­ву черноземного Содома. Вот что написала по этому поводу автори­тетный культурный обозреватель интернет-портала «Culturavrn» Екатерина Данилова.

Кафедра мастерства актера ВГИИ осудила скандальный перформанс «Каренина»

Непотребство, названное ор­ганизаторами «трэш-мюзиклом «Каренина», обрело популяр­ность благодаря стараниям госу­дарственного новостного агент­ства, решившего выжать из этой скандальной темы все, что мож­но… Даже популярные издания, которые всегда обвиняли в жел­тизне, стушевались на фоне это­го беспардонного смакования мерзости.

…Ожидать от номинального руководителя курса Руслана Ма­ликова, получившего власть над юными душами из рук Эдуарда Боякова, покаяния было бы наи­вно. Что «педагог» и подтвердил: «Как мастер курса могу сказать, что эта достаточно смелая ак­ция помогает ребятам и науча­ет их не стереотипному мышле­нию. Это только начало пути… ре­бята с курса показали себя насто­ящими бойцами – не испугались, вошли в это поле, встретились с живой публикой и не побоялись этой встречи. И это здорово».

Иное мнение у коллег Малико­ва – педагогов, работающих на ка­федре мастерства актера ВГИИ. 12 марта кафедра в полном соста­ве собралась на экстренное засе­дание. Как рассказал профессор Евгений Слепых, было высказа­но единогласное осуждение уча­стия студентов вуза в скандаль­ном представлении…

Особое мнение высказал по итогам заседания профессор Алексей Дундуков, работающий на кафедре с 1972 года.

Вот что сказал уважаемый ма­стер: «Я внимательно посмотрел так называемый перформанс «Ан­на Каренина – Иисус Христос» и могу сказать, что в основу этого представления было положено приравнивание жизни и судьбы Анны Карениной к земной жиз­ни и судьбе Иисуса Христа. Это развернутая аллюзия на притчу о Тайной вечере, когда Христос, отламывая кусок хлеба и наливая им вина, обращается к ученикам со словами: ешьте плоть и пейте пролитую за вас мою кровь. Так, обращаясь к символам, Спаси­тель хотел остаться в умах и серд­цах учеников, чтобы они укрепля­лись в вере и несли ее людям.

Действо в ночном клубе на­чиналось с того, что посетите­лям предлагали выпить стакан водки. Далее были представле­ны поминки по Карениной, кото­рая лежала в гробу. Заглушая ав­торский текст Толстого, который читал один из студентов, звучала дичайшая музыка в исполнении модной воронежской группы.

Вдруг покойница оживает, на­чинает раздеваться, обливает се­бя молоком, ее обмазывают кет­чупом, начинают облизывать, по­том душить, колоть вилками и да­вить. Все это с физиологически­ми подробностями, в которые не хочу углубляться из чувства брез­гливости. Творится бестолковое, бессюжетное действо. Налицо извращение месседжа Спаси­теля о плоти и крови Христовой. Это откровенное надругатель­ство над Священным Писанием, кощунство. Считаю, что господин Маликов поставил под удар чест­ное доброе имя кафедры, позво­лив одиозной гастролерше уча­ствовать в этом бездарном сата­нинском представлении...

Могу сказать, что произошед­шее – не случайность, а законо­мерный итог пребывания в на­шем институте человека, чуж­дого духу и букве русской теа­тральной школы, воронежской театральной школы…

Руководителю курса дали воз­можность исправиться, в марте- апреле показать открытые уроки, на которых будет присутствовать кафедра. Таково было предложе­ние декана театрального факуль­тета Сергея Надточиева. Оно и было проголосовано.

К сожалению, нас в свое вре­мя поставили перед фактом, что господин Маликов будет рабо­тать в институте. Могу упрекнуть себя и театральный факультет в нашей уступчивости – начиная с назначения господина Бояко­ва на пост ректора и завершая этим гнусным представлением в ночном клубе. Это происходи­ло еще и потому, что мы молча­ли, видя безобразия, творящи­еся в институте. В первую оче­редь, упрекаю себя...

Я убежден, что необходимо отлучить господина Маликова от преподавания мастерства, вос­питания будущих актеров, граж­дан – за некомпетентность и га­стролерство. А действо в ночном клубе квалифицировать как по­зор, святотатство, глумление над святынями и жлобство».

Раскаяние Эдуарда Боякова

Популярный портал «Четыре пера» опубликовал материал Ека­терины Даниловой с таким пре­дисловием: «Несмотря на то, что культуртрегер Эдуард Бояков уже около года не возглавляет Воро­нежскую государственную акаде­мию искусств, но его мутное ан­тирусское дело живет». Что каса­ется творческого, так сказать, на­следия Боякова, у нас есть сомне­ния. Живет оно, по нашему мне­нию, прежде всего благодаря про­водимой в регионе культурной по­литике. А вот уголовное дело Бо­якова, оказывается, живет и про­цветает. Как сообщил тот же пор­тал, недавно Эдуард Бояков был допрошен следователем регио­нального управления ФСБ. Быв­шему первому проректору Воро­нежской государственной ака­демии искусств Светлане Шове и действующему проректору по хозяйственной части Вячеславу Почитаеву (между прочим, боя­ковскому родственнику) вменя­ется в вину статья «Мошенниче­ство в особо крупном размере» УК РФ. По версии следствия, Шове и Почитаев украли из госбюджета 1,7 млн рублей через созданный по инициативе Эдуарда Боякова некоммерческий Фонд развития ВГАИ. Его возглавляла Светлана Шове. В конце 2014 года фонд получил от Министерства культу­ры РФ грант в размере двух млн рублей на проведение в Липец­ке выставки «Рука в искусстве» – экспозиции, состоявшей из раз­личных изображений человече­ских рук. По подсчетам силови­ков, на экспозицию в реальности было израсходовано до 300 тыс. рублей. А остальные деньги и ста­ли ущербом госбюджету. Снача­ла они были списаны на фиктив­ные расходы, а затем выведены и обналичены через сторонние юр­лица.

Не знаю, можно ли ожидать от Боякова в этом деле деятельно­го раскаяния, но что касается его творческих взглядов, то тут про­гресс налицо. В интервью «Рос­сийской газете», которое вышло 5 апреля 2016 года, Эдуард Боя­ков заявил журналисту Валерию Выжутовичу, что он «сильно из­менился за последнее время» и пережил серьезную «эволю­цию». «Тогда, – сказал он, – сидя на спектаклях, представляющих западный театральный авангард, я верил, что это поиск, какое-то движение к новому. А сегодня я вижу, что это чистая политика, чистая конъюнктура. Под видом авангарда идет обслуживание очень конкретных смыслов, цен­ностей, ролевых моделей. Сей­час на Авиньонском или Эдин­бургском фестивале невозможно увидеть, например, откровенно антигейский спектакль. Хотя пол­тора миллиона человек выходят на улицы Парижа, протестуя про­тив однополых браков. Где филь­мы и спектакли о том, что огром­ная часть общества не приемлет подобные семьи?»

И еще откровения прозревше­го Боякова: «Русская история, рус­ская культура, православие, тра­диции, наш социальный уклад – это великие ценности. Они долж­ны быть актуализированы через современный язык, современ­ную коммуникацию. Если мы хо­тим жить в независимой и сво­бодной России, то думать надо не только о военной промышлен­ности, но и о сегодняшнем симво­лическом поле – именно здесь на­до быть конкурентоспособными». Конечно, не исключено, что само полосное интервью в главной га­зете страны – своего рода попыт­ка либеральных московских дру­зей Боякова отмазать его от уго­ловщины. Но поворот, согласи­тесь, интересный. Насколько он искренний, покажет дальнейшая деятельность Боякова. Но и ви­нить его теперь за все происхо­дящее в Воронеже уже нельзя.


Автор:  Святослав ИВАНОВ


(Нет голосов)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений