Источник национальной силы
В Калуге увековечили память писательницы Евгении Тур. Событие приурочено к 200-летию со дня ее рождения
Идею калужских краеведов об увековечении памяти известной в России и за ее пределами писательницы поддержали в областном отделении Российского Фонда Мира. Памятный знак размещен в Калуге на доме 24/50 по улице Космонавта Комарова, где проживала в 80-х годах XIX века графиня Елизавета Салиас де Турнемир, писавшая под псевдонимом Евгении Тур. В настоящее время здесь находится Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной автомагистрали «Москва – Бобруйск». Часть здания является памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством.
Дом претерпел серьезные изменения. Но он хранит в своем облике ауру ушедшего времени, связанного с именем и творчеством замечательной писательницы, жившей здесь и так много сделавшей для отечественной литературы и культуры.
Напомним, Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир родилась 12 августа 1815 года в Москве, в дворянской семье Сухово-Кобылиных. Она – родная сестра Александра Васильевича Сухово-Кобылина, драматурга, автора сценической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Евгения Тур также вела творческую деятельность – писала повести и романы, в том числе для детей и юношества. В 1861-1862 гг. Евгения Тур издавала газету «Русская речь». Именно последнее обстоятельство и роднит это имя с уроженцем Воронежской губернии, знаменитым издателем и журналистом, общественным деятелем Алексеем Сергеевичем Сувориным.
По рекомендации Де-Пуле
Родившись в семье солдата Отечественной войны 1812 года, выслужившегося до капитана, дававшего в те годы дворянство, Алексей Сергеевич воистину сам сделал себя. В одном из своих «Маленьких писем», он признавался что «до 14 лет <...> не читал ни одной детской книжки и не знал об их существовании. До 14 лет <...> не имел понятия о том, что такое театр. Пушкин мне попался в руки, когда мне было 15 лет. О газете и журнале я узнал гораздо позже». Но, поступив в ноябре 1845 года в открывшийся в Воронеже Михайловский кадетский корпус, за шесть лет учебы из крестьянского мальчика он превратился в образованного, подающего надежды юношу. А далее он подал прошение, что «желаю выйти в статские по болезни. Меня выпустили колежским регистратором». В начале 1856 года он стал преподавателем того самого Бобровского училища, в котором в свое время учился сам.
В Боброве Суворин женился и вскоре дебютировал в печати переводом стихотворений Беранже «Роза» и «Клара», опубликованных в петербургском журнале «Ваза» (1858), затем последовал перевод из Шенье в «Московском вестнике» и оригинальные статьи в «Весельчаке» и «Русском дневнике».
В мае 1859 года Суворины с двумя детьми перебрались в Воронеж, где Алексей Сергеевич стал преподавать в уездном училище. И стал своим в кружке литератора и издателя Михаила Федоровича Де-Пуле. Близко сошелся с поэтом Никитиным и почти ежедневно просиживал часами в его книжной лавке. Плодом сотрудничества членов кружка стал альманах «Воронежская беседа на 1861 год», в котором Суворин поместил рассказы «Гарибальди» и «Черничка». Первый из них имел успех у публики, благодаря публичному чтению артистом Малого театра Провом Садовским. Де-Пуле через своих московских друзей рекомендовал Суворина издательнице газеты «Русская речь» Елизавете Васильевне Салиас де Турнемир. Корреспонденции Суворина ей настолько понравились, что она предложила ему место секретаря редакции и «сотрудничество по критической части». («Русская речь» выходила два раза в неделю с января 1861).
Переехав в Москву, Суворин оказался в центре литературной жизни второй столицы. Не располагая сколько-нибудь значительными средствами, издательница «Русской речи» принимала весьма широкий круг литераторов.
Еще будучи сотрудником «Русской речи», Суворин печатался в газете «Современное слово», «Современнике», «Отечественных записках» А.А. Краевского, журнале братьев Достоевских «Время» и даже в журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Имя его получило некоторую известность в литературных кругах. Таким образом, получается, что именно Евгения Тур, что называется, ввела Алексея Суворина в большую литературу и столичную журналистику.
Затем по приглашению Корша он переезжает в Петербург. Сотрудничество Суворина в «Санкт-Петербургских ведомостях» продолжалось двенадцать лет, с 1863-го по 1874 год. Именно здесь взошла звезда Незнакомца, блестящего автора, которым зачитывалась вся Россия… Затем было свое дело, газета «Новое время», типография и издательство, театр, контрагентство по распространению печати. Восхождение на самую вершину русской литературы, журналистики и политики.
За что мстят Алексею Суворину?
Но спустя сто лет со дня смерти, имя Суворина если не совсем забыто, то не получает должного внимания со стороны потомков. Автор статьи «Что с нашей памятью?» Леонид Дружинин в журнале «Конкуренция и рынок» задается вопросом: «В забвении творчества А.С. Суворина можно разглядеть изощренную месть. За что мстят А.С. Суворину?» «Зайдя в любой российский книжный магазин, вы обнаружите там несколько книг о Наполеоне и его похождениях, а о Суворине – ни одной! В год русской истории никто из писателей не получил грант на написание биографии человека, бившегося на страницах газет и книг за развитие Русской Цивилизации. Как-то странно это, не так ли?», – пишет автор. И призывает: «Откройте для себя… публициста А.С. Суворина и убедитесь, насколько незамутнен этот источник национальной силы, столь необходимый России в XXI в. Читая Суворина, вы не разочаруетесь в России и наверняка встанете в ряды тех, кто сейчас созидает величие нашего Отечества».
Много странностей связано с именем Суворина. Именно так. Мы-то знаем. Еще недавно воронежский губернатор предлагал руководителю Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко поставить памятник издателю в городе на Неве. И последний пообещал рассмотреть это предложение. Но у себя в губернии Алексей Васильевич почему-то отказался присвоить имя Суворина областному училищу культуры. Хочется спросить у его советников, в том числе и у Александра Акиньшина: за что вы мстите Суворину?
А вот в Петербурге памятник Суворину все-таки поставили. Как сообщил все тот же Леонид Дружинин, работы по реставрации памятника А.С. Суворину на Никольском кладбище велись Сергеем Радванецким, президентом Союза полиграфистов Санкт-Петербурга, при поддержке предпринимателей, которые неравнодушны к русской истории. По итогам этой работы на сайте типографии «Премиум-пресс» появилась заметка, которую мы публикуем ниже.
«В сердце моем навсегда сохранится благодарная память об этом выдающемся общественном деятеле и добром, прекрасном человеке. Без сомнения, он дождется беспристрастной оценки, и я уверен, что его могила не останется забытой».
С.Н. Шубинский «Памяти А.С. Суворина».
Алексей Сергеевич Суворин скончался в ночь на 11 августа 1912 года в возрасте 78 лет, после продолжительной болезни, смерть его стала настоящей трагедией для современников. Б.Б. Глинский в своем биографическом очерке о Суворине написал: «Все поняли, что отошел в вечность крупный исторический человек, с именем которого тесно связаны были многие и многие страницы отечественной жизни».
Похороны состоялись 14 августа, отпевание в Александро-Невской лавре. На его могиле «на фоне голубого неба, утопая в зелени и цветах, возвысился новый белый могильный крест, на котором было начертано историческое имя: «Алексей Сергеевич Суворин». Позже крест заменили на величественный памятник в виде портала, выполненный из гранита и мрамора. Такая форма надгробия предназначалась специально для портретного бю. В расположенной по центру нише находился бюст Суворина работы скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама.
Несколько слов о личности самого скульптора. Бернштам родился в Риге в 1859 году. Учился он в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Академии художеств. Уже в 1883 году Бернштам приобрел известность как скульптор-портретист. В 1885 году Леопольд Бернштам переехал в Париж. Именно во время одного из своих путешествий в Париж Суворин и заказал скульптору свой погрудный портрет. Суворину он понравился, так как позже он даже посоветовал Бернштама Толстому. Кстати, на столе у Чехова стояла копия этого бюста.
В период между 1930-м, и 1950-м годами бюст был перенесен в Музей городской скульптуры. Выполнен он из бронзы, высота составляет 60 см, на обрезе левого плеча надпись: «Л. Бернштамъ, Парижъ, 1891 г.». Учитывая материал изготовления, это было необходимо.
К сожалению, могила Суворина не охраняется государством, несмотря то, что сам Суворин, без сомнения, в ряду крупнейших общественных деятелей России. Кроме того, памятник над захоронением представляет собой архитектурную композицию, так же заслуживающую пристального внимания. Колонны композитного ордера, выполненные из серого мрамора с белыми прожилками, поддерживают гранитный фронтон. Из-за отсутствия государственного финансирования за монументом не было надлежащего ухода и единственной надеждой в вопросе сохранения памятника были частные средства и общественные организации. Наша типография приняла участие в восстановлении могилы этого выдающегося человека. Сейчас могилу отреставрировали, почистили и вернули ей первоначальный вид.
* * *
Таким образом, хотя родина Суворина в лице оффшорной администрации и россиянской псевдокультурной элиты отвернулась от него и увлеклась более близкими ей ментально именами, прошедший год не прошел впустую. Россия не забывает Алексея Сергеевича. Не забудут его и многие воронежцы.
Святослав Иванов
Автор: Святослав ИВАНОВ
(Нет голосов) |