Орловский прецедент с младенцами
Печальная случайность или результат оптимизации здравоохранения?
Три отделения Орловского перинатального центра согласно приказу департамента здравоохранения Орловской области закрыты до особого распоряжения. Такое решение приняла комиссия с участием главного специалиста Минздрава по перинатальной медицине профессора Дмитрия Иванова. Напомним, с 3 по 18 января в Орловском перинатальном центре скончались 8 младенцев. По данному факту возбуждено уже два уголовных дела. Первое, по статье «Халатность», возбудил Следственный комитет, второе дело возбудила полиция по материалам проверки прокуратуры. Надзорное ведомство выявило факт неоказания своевременной медицинской помощи новорожденному, в результате чего он скончался.
Дело случая?
Выяснилось, что в течение 2015 года в Орловской области дважды побывала федеральная комиссия. Недостатки по перинатальному центру выявлялись, но предписания якобы выполнены не были. Впрочем, это только один из вероятных ответов на главный вопрос. В произошедшем многие увидели и один из результатов неудачной социальной политики обладминистрации во главе с Вадимом Потомским. Предстоит выяснить, есть ли прямая связь между сокращением количества роддомов на селе и скачком младенческой смертности в Орловской области. Не создана и система доставки рожениц в областной центр.
Заведующий одним из отделений орловского перинатального центра Александр Герасимов заявил, если в среднем по стране на тысячу рождений приходится 7,4 смерти малышей, то в Орловской области этот показатель несколько выше – девять. Если же брать данные по отдельному перинатальному центру, то здесь за десять дней нового года родилось семьдесят семь детей, тогда как погибли лишь восемь. «Из семи умерших в эти дни родились и умерли лишь трое. Остальные – в ноябре и декабре. Из этих трех один с аномалией развития, несовместимой с жизнью, и двое недоношенных», – отметил Александр Герасимов. В дни праздников в среднем врачи принимали за сутки десять родов, тогда как в другие дни их число нередко доходит и до шестнадцати. То, что смертность пришлась именно на выходные, – обычная печальная случайность.
Возможно поэтому в интервью главный врач центра Ольга Пехото, которая временно отстранена от должности, вполне спокойно объяснила, что все дело в печальной статистике и в их честности. Перинатальный центр, в отличие от других лечебных учреждений, не может «подрихтовать» показатели.
Врачи уверены: персонал центра выполнял свою работу добросовестно, а череда летальных исходов – дело случая. На брифинге 2 февраля Ольга Пехото заявила: «Это дети, которые очень длительное время получали помощь в отделении реанимации новорожденных по причине своих внутриутробных состояний, родившиеся уже в тяжелом состоянии, включая, в том числе, аномалии развития плода...». То есть, дети могли умереть в разных роддомах, в том числе и в районных. И если бы эти случаи были рассредоточены, то это не привлекло бы такого внимания. Медики попросили журналистов дождаться выводов следствия и не нагнетать ажиотаж, который может дестабилизировать работу медицинского учреждения.
Один из выводов, – общественность среагировала на статистику, а не на проблему. В перинатальном центре цифирь никак не поправишь. Зато в больнице «подправить» статистику достаточно просто. Больного просто выписывают на день раньше смерти. Возможно именно поэтому, как обнаружили аудиторы Счетной палаты в ходе проверки оптимизации в сфере здравоохранения, в России растет смертность пациентов на дому. А по нашим данным, вся статистика на уровне районов зачастую просто подгоняется под некий средний уровень.
Следствие непродуманной оптимизации?
Но можно ли надеяться, что медики будут заботиться не о цифрах, а о нашем здоровье? В 2014-2018 годах оптимизация коснется в целом по стране 952 медорганизаций. В результате к концу 2018 года число больниц сократится на 11,2 процента, поликлиник – на 7,2 процента. Кроме того, до 2018 года регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско- акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики. В ходе проверки Счетной палатой были выявлены факты ограничения доступности медпомощи населению. 17,5 тысяч населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них 11 тысяч расположены более чем в 20 километрах от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35 процентов населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. Сроки ожидания медпомощи в ряде регионов превышают необходимые в два и более раз. Проверка также показала, что в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего на конец 2014 года по медицинским организациям сокращено 33 757 коек. При этом сокращение коек районных больниц проводилось большими темпами, чем областных. В результате коечный фонд оказался не соответствующим потребностям населения, отмечают в Счетной палате.
Самое же главное, что проведенная оптимизация здравоохранения не привела к запланированным результатам по снижению смертности. По оценке аудиторов Счетной палаты, вместо предполагаемых 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 года смертность населения составила 13,1 на 1000 населения, а если сравнивать показатели января-февраля 2015 г. с аналогичном периодом 2014 года, то рост смертности населения составил 2,2%.
Фонд независимого мониторинга «Здоровье» привел статистику Росстата, согласно которой в 2014 году в Орловской области существенно снизилась обеспеченность населения гинекологическими койками: с 7,6 в 2013 до 6,4 в 2014 году на 10 тыс. населения, а также койками для беременных, рожениц и родильниц: с 24,5 в 2013 году до 24,4 в 2014 году на 10 тыс. населения. Как результат – Орловская область в 2015 году один из лидеров по младенческой смертности.
«Это следствие непродуманной оптимизации здравоохранения. Без четкой единой методологии со стороны Минздрава России регионы стали действовать по своему усмотрению. Они сокращают специализированные, в том числе гинекологические койки, а особенно на селе, свято уповая на перинатальные центры. Но надо сохранять гинекологическую помощь и в районах, и на селе, иначе скоро женщине придется бежать к бабке- повитухе», – заявил руководитель фонда, врач высшей квалификационной категории Эдуард Гаврилов.
Согласно информации Росстата, за 9 месяцев 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наибольший рост младенческой смертности среди регионов ЦФО наблюдался в Калужской области – 134%. На втором месте Орловская, рост младенческой смертности здесь составил 128%. В России хуже эти показатели только в Псковской (154,4%) и Архангельской областях (138,5%). Рост младенческой смертности в январе-ноябре зафиксирован в семи регионах ЦФО. Кроме уже указанных областей это – Смоленская (124,6%), Ярославская (115%), Рязанская (113,6), Тверская (103,0%) и Тульская (102,7%) области.
P.S. Правительство Орловской области в результате нескольких совещаний пришло к выводу о необходимости реорганизовать перинатальный центр и присоединить его к Научно-клиническому многопрофильному центру медпомощи детям им. Зинаиды Кругловой. При этом, как сообщается, центр продолжит реализовывать свои функции и принимать пациентов.
Разница будет только в юридическом переходе из самостоятельного учреждения в структурное подразделение другой многопрофильной организации. Реорганизация учреждения будет завершена к 1 июню 2016 года. Будет изменен Устав, а также завершены все необходимые организационно-правовые действия. Изменится и название центра в соответствии с многопрофильным центром. В результате расследования стало известно, что как минимум один смертельный случай произошел по вине медперсонала.
Автор: Владимир БЕЗВЕРХИЙ
(Нет голосов) |