Откажемся ли мы от наследия барона Кёне?
Воронежская Общественная палата обещает провести общественные слушания по вопросу новой символики региона
Для тех, кто читал наши беседы с заслуженным изобретателем РСФСР, семиотиком, руководителем Воронежского регионального общественного движения «Наследие предков» Виктором Николаевичем Глущенко («Камни вместо чернозёма» и «Российская символика на французском щите?») и согласился с его аргументаций, есть хорошие новости. 27 января 2017 года на заседании совета Общественной палаты Воронежской области III созыва под председательством Нели Валерьевны Пономарёвой в числе других вопросов повестки дня, обсуждались и обращения движения «Наследие предков» с предложением обсудить и представить в качестве законодательной инициативы в Воронежскую областную Думу проект нового закона «О символах и символике в Воронежской области». По итогам обсуждения решением совета было поручено председателю комиссии по взаимодействию с военными, правоохранительными и административными органами власти Виктору Меснянкину до 1 апреля 2017 года организовать и провести по проекту закона «О символах…» общественные слушания. Однако Меснянкин не выполнил это поручение. В разговоре с нами он сказал, что категорически против таких слушаний на базе палаты, что якобы подготовлено другое решение совета, которое сторонникам Глущенко предлагает собрать в свою поддержку 400 тысяч подписей… Правда, протокол другого решения никто так и не увидел. А недавно заместитель председателя Общественной палаты Воронежской области Любовь Шевлякова пообещала Виктору Глущенко, что общественные слушания всё-таки состоятся и не далее как в мае 2017 года. Так что будем надеяться, что решение уж точно будет выполнено.
Как сосуд стал кувшином?
Вкратце напомним, что предлагает Виктор Николаевич Глущенко поменять в гербе Воронежской области: французский геральдический щит на русский гербовый, развернуть само изображение, чтобы берег правый (где исторически возник Воронеж) и на гербе был справа, а не слева, в описании использовать сосуд, а не кувшин, сосуд положить на чернозём и зеленя, а не на крупные камни (вкупе с другими повторяющимися элементами Глущенко полагает, что в нынешнем гербе зашифровано число зверя 666), использовать лазоревый цвет небес и золотое поле, символизирующий урожай зерновых, а не красный цвет крови славян, пролитой на полях сражений… От орлов, держащих щит, стреляющих пушек лучше всего отказаться совсем.
При всём том, что Виктор Николаевич уделяет, на наш взгляд, много внимания цифрам. Главный пафос его идей – создать, по его выражению, достоверную символику региона, органично вытекающую из особенностей и истории Воронежского края, не может не разделять всякий неравнодушный воронежец.
В поддержку инициативы Виктора Глущенко предлагаем небольшой обзор. Первый воронежский герб, Воронежского наместничества был утверждён 21 сентября (почему бы этот день не отмечать как местночтимый праздник?) 1781 года. Вот его описание: «Щит разделён надвое: в золотом поле двуглавый орёл, а в красном поле опрокинутый сосуд, из которого истекает река Воронеж». Следующий герб Воронежской губернии в окончательной редакции был утверждён через 100 лет. Прежде чем напомнить читателям его описание, расскажем о так называемой гербовой реформе барона Кёне и о нём самом.
Бернгард Карл (в России – Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В 1845 году Кёне поступил на русскую службу, помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа. Ушлого иностранца отличало «искательство», стремление заручиться поддержкой значительных фиур чиновного мира и вскоре Кёне организовал Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество). При этом Кёне старался поначалу не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком, хотя издание «Записок» общества осуществлялось на французском, немецком и русском языках), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах. В 1850 году Кёне был перемещён во Второе отделение Эрмитажа (картинная галерея) и одновременно поступил на службу в департамент Герольдии Правительствующего Сената. В июне 1857 года Кёне становится управляющим Гербовым отделением при департаменте и возглавляет всю практическую работу в области российской геральдики. Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики. Кёне принадлежит также и авторство чёрно-жёлто (золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).
Летом 1858 года в Стокгольме Кёне обнаружил древнерусскую монету и поспешил интерпретировать её как монету князя Олега. Сенсация вскоре лопнула, при этом Кёне отстаивал свою правоту в оскорбительном тоне и его научное реноме было испорчено.
В 1862 году Кёне было дозволено стать бароном. По мнению многих, скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на это. В начале царствования Александра III, в июне 1883 года барона отчислили из состава коронационной комиссии. В апреле того же года он, получив отпуск, уехал за границу «на лечение», где и умер. Чтобы понять, как к барону Кёне оносилось русское просвещённое общество, следует привести четверостишие из так называемой «Археологической оды» Е.Е. Люценко, написанной в 1878 году:
Берлинский партикулярист,
Шпион по иностранной части,
Как самозванный геральдист
Добился он на службе власти…
Почему в гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам?
А теперь, надеемся, будет понятно, как и почему появился новый герб Воронежской губернии, утверждённый 23-го сентября 1881 года. Вот его описание: «Вчервлёном щите золотая гора, исходящая с правого бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою». (Александровская лента – муаровая лента красного цвета. Является орденской лентой ордена Святого Александра Невского Российской Империи, от которого и получила своё название.)
Современный геральдист Михаил Медведев считает, что реформа Кёне городской и провинциальной геральдики отчётливо перекликалась с наполеоновской. «Кёне хотел отразить специфически российские особенности; но он запечатлел лишь бюрократическое понимание города и провинции – не как лица или тем более корпорации, а как звена корпоративной системы. Это можно было бы счесть хорошей карикатурой на российскую ситуацию, но это был плохой портрет!»
Чтобы понять, какую традицию поддерживают создатели современного герба Воронежской области (утверждён 5 июля 2005 года), напомним его описание: «Вчервлёном поле – выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой – опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели – серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлёными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие – положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червлёное, окружённое серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединёнными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина».
Чтобы совсем всё стало ясно, заметим, что геральдическая служба на протяжении последних семи-восьми лет рассылала на места в целях геральдического просвещения регионов России методические рекомендации, отговаривая субъекты РФ от оформления современных гербов по «шаблону Кёне». В том числе геральдическое ведомство поясняло, что при проведении гербовой реформы 1857 года «в гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти… Сегодня в гербах субъектов Российской Федерации, обладающих собственными органами государственной власти, абсолютно неуместна императорская корона». Об остальных неуместностях в гербе региона, надеюсь, мы поговорим на общественных слушаниях.
Автор: Святослав ИВАНОВ
(Голосов: 5, Рейтинг: 5) |
Комментарии
![]() |
Хорошая - годная статья. Не хватает только иллюстраций (гербы города разных эпох).
Да и просьба к модераторам - введите функцию Сtrl+Enter, чтобы можно было отправлять данные об ошибке в тексте. Например, нахожу опечатку, выделяю её, далее нажимаю Сtrl+Enter и информация об ошибке отправляется в редакцию! Спасибо за материал, с уважением, Роман |