• Тамара Бирюкова: «Между продавцом и учителем лежит пропасть…»

Тамара Бирюкова: «Между продавцом и учителем лежит пропасть…»

18.10.2016

 В конце сентября в Со­чи на базе образова­тельного центра «Си­риус» прошел Все­российский семинар-совещание руководи­телей органов испол­нительной власти субъ­ектов Российской Фе­дерации, осуществля­ющих государственное управление в сфере образования, и пред­седателей региональ­ных (межрегиональ­ных) организаций Об­щероссийского Профсоюза образования.

Участники семинара- совещания обсужда­ли широкий круг вопро­сов, связанных с клю­чевыми направления­ми развития системы отечественного обра­зования.

Так, на совещании затронуты вопросы о национальной си­стеме учительского роста, совер­шенствовании профессионально­го стандарта педагога, повышении заработной платы учителям, а так­же о развитии сети базовых про­фессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионально­го образования инвалидов в реги­онах Российской Федерации.

В семинаре-совещании при­нимали участие глава Минобрнауки России Ольга Васильева, председатель Общероссийско­го Профсоюза образования Гали­на Меркулова, руководитель Фе­деральной службы по надзору в сфере образования и науки Сер­гей Кравцов, заместитель мини­стра финансов Российской Фе­дерации Алексей Лавров, пред­ставители региональных органов управления образованием и дру­гие. Модерировал заседание пер­вый заместитель министра обра­зования и науки Российской Фе­дерации Наталья Третьяк.

Совместное мероприятие Минобрнауки России и Общерос­сийского Профсоюза образова­ния привлекло внимание средств массовой информации из-за ря­да заявлений, озвученных в ходе его проведения. В частности, на семинаре были озвучены следу­ющие идеи и предложения:

– об апробации нового про­екта системы начисления зар­плат учителям, разрабатывае­мого Минобрнауки совмемстно с профсоюзами. Министр пояс­нила, что эта система призвана нормировать учительский труд, определить верхний предел ча­совой нагрузки, а также устано­вить порядок начисления стиму­лирующих выплат.

– о введении градации долж­ностей учителей к 2020 году. Бы­ло озвучено предложение Мини­стерства образования и науки о введении в школах новых долж­ностей – старший учитель и ве­дущий учитель;

– о запрете слова «услуга» в об­разовательной отрасли и необхо­димости ввести регламент отно­шений между школой и родителя­ми. Васильева отметила, что «каж­дый должен понимать, что работа учителя – это не услуга», что «в ре­гламенте должны быть четко про­писаны требования, которые ро­дители и семья могут предъявлять к школе, а школа – семье»;

– об обещании освободить учи­телей от бюрократической нагруз­ки. «У учителя должно быть три от­четных документа. Первый доку­мент – рабочая программа, вто­рой – классный журнал. При раз­говоре с учителями было приня­то, что большинство учителей РФ за электронный журнал. И третий документ – это дневник. Не нужно загружать учителя дополнитель­ной работой, которая ясна и по­нятна и без этих заполнений до­полнительных листов», – заявила Васильева;

– о возможности возврата к среднему баллу по предметам и пересмотра процесса аттеста­ции. Васильева предложила вер­нуть в качестве оценки усвоения школьником программы средний балл по предмету;

– о возможном введении уст­ной части ЕГЭ по русскому языку в 2017 году. «Если все пойдет так, как мы предполагаем по девято­му классу, то в следующий год бу­дет устная часть ЕГЭ по русско­му языку», – уточнила Василье­ва. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что в ноябре со­стоится презентация моделей устной части экзамена;

– о возврате в систему образо­вания уборки классов и работы на приусадебных участках;

– о возможном создании в сельских школах детских произ­водственных бригад.

Из интервью председателя Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамары Андреевны Бирюковой

– Тамара Андреевна, вы были участ­ником прошедшего в Сочи совещания. Поделитесь, пожалуйста, впечатлени­ями.

– Прежде всего, хочу сказать, что на меня и на моих коллег очень благоприят­ное впечатление произвело то, что Ольга Юрьевна прекрасно понимает, кто такой Учитель и какова его роль в формирова­нии будущего общества, будущего стра­ны. К большому сожалению, за последние тридцать лет это первый министр образо­вания, которому не требуется объяснять азбучные истины. Незнание азбучных ис­тин предшественниками Васильевой при­вело к тому кризису в системе образова­ния России, который в той или иной сте­пени коснулся всех нас. В сложившейся ситуации Ольга Юрьевна, говоря языком экономистов, взяла на себя роль антикри­зисного управляющего.

Главный посыл Васильевой заключа­ется в отмене позорного понятия обра­зовательной услуги. На протяжении ряда лет лучшие учителя страны, обществен­ные деятели, наш профсоюз – все вместе мы пытались доказать властям, что школу нельзя превращать в контору по отпуску образовательных услуг, что между про­давцом и учителем лежит пропасть, кото­рой никогда не суждено исчезнуть. Сколь­ко копий на этом было сломано! Но все впустую – власти не захотели нас услы­шать. А сегодня новый министр образо­вания говорит, что педагог, наряду с вра­чом и священником, это миссия, это слу­жение людям…

Говорила Ольга Васильева также о вос­создании единого образовательного про­странства и единой системы оплаты труда учителей. Обучающиеся всех школ стра­ны должны получать одни и те же знания в одном и том же объеме. Ольга Юрьев­на привела и такой пример: сейчас для начальной школы разработано 405 ва­риантов учебников, а должно быть, по ее мнению, не более трех учебников. Сказа­ла она об освобождении учителей от «бу­мажной работы»; о карьерном росте учи­телей; о совершенствовании профессио­нального стандарта педагога; о том, что из оценки эффективности работы шко­лы будут исключены результаты Единого государственного экзамена; о необходи­мости возврата к советскому трудовому воспитанию школьников и вообще о воз­рождении многих традиций именно со­ветской школы… А самое главное, о чем мне и моим коллегам приятно было услы­шать, – это о том, что ничего больше не будет делаться без согласования с про­фсоюзом.

Ольга Юрьевна говорила лишь о том, что базовая часть заработной платы тру­да должна составлять не менее 70 про­центов от общего заработка педагога, тогда так стимулирующая часть не долж­на превышать 30 процентов. Такое соот­ношение основной и стимулирующей ча­стей зарплаты Васильева считает «опти­мальным». Также новый министр настаи­вала на принципе абсолютной прозрачности и понятности начисления зарплаты для пе­дагога.

– Авас удовлетворяет такая постановка во­проса?

– Только как первый шаг, который, тем более, как никогда, актуален для нашей Воронежской об­ласти.

– Почему именно для нас?

– Если какие-то два-три года тому назад Во­ронежская область была в чис ле передовиков по уровню окладов педагогических работников, то се­годня мы плетемся в хвосте. Есть регионы, окла­ды педагогов в которых выросли до 13-16 тысяч рублей. А мы «застыли» на уров­не 7-8,5 тысяч рублей и никуда не движемся.

По указу президента России зарплата педагога не должна быть ниже средней по региону. У нас среднерегиональная зар­плата около 26 тысяч рублей. А теперь представьте, с какими на­грузками должен работать учи­тель в Воронежской области, чтобы заработать 26 тысяч ру­блей при окладе ниже 10 тысяч рублей. Это полторы-две став­ки. Плюс тетради, которые необходимо проверить, воспитательная работа с учащимися, встречи с ро­дителями и так далее. А ведь учителям надо еще го­товиться к урокам… Вот и получается, что педаго­ги в Воронежской области работают с огромными перегрузками, против чего, кстати, категорически высказалась новый министр.

Обком профсоюза направил губернатору нашей области Алексею Васильевичу Гордееву обращение с требованием выделить средства не только на по­вышение МРОТ, но и на повышение окладов педа­гогических работников.

– Тамара Андреевна, откуда деньги, если на дворе очередной экономический кризис?

– Профсоюзы не снимают со своей повестки дня вопрос о чудовищной несправедливости, при кото­рой половина богатств нашей страны принадлежит одному проценту населения. Даже в царской Рос­сии не было такого расслоения, когда кто-то полу­чает 5 миллионов рублей в день, а кому-то платят 7,5 тысяч рублей в месяц. Да и то – «грязными»! Причем этих денег заведомо не хватает даже на самые минимальные потребности, на самое жал­кое существование…

Так что деньги в стране есть. Осталось восста­новить принцип справедливости, безупречно заре­комендовавший себя в прежние годы.

Даже в дореволюционной России зарплата учи­теля гимназии в пересчете на нынешние деньги составляла почти 130 тысяч ру­блей в месяц. Это данные Счет­ной палаты Российской Феде­рации.

– Что еще запомнилось из встречи с министром образо­вания?

– Тот особый акцент, кото­рый Ольга Васильева сделала на решении проблемы сокра­щения «бумажной нагрузки» на учителей. Помните, «заезжен­ный» анекдот? «Учитель обра­щается к директору: «Уберите детей, они мешают нам писать отчеты».

Все поддержали идею Ольги Васильевой о тру­довом воспитании школьников. Действительно, школе сегодня необходимо вернуться к урокам тех­нологии, которые будут включать: для девочек – уроки домоводства, кулинарии, шитья; для мальчи­ков – работу в столярных и слесарных мастерских, агрокружках и кружках робототехники. А то мы до абсурда уже дошли: парень вырастает, а ничего в доме своими руками сделать не может – ни гвоздя забить, ни вывалившуюся розетку прикрутить.

Ольга Юрьевна привела в пример недавний слу­чай жалобы родителей в прокуратуру на то, что учи­тель заставил их сына, обучающегося в четвертом классе, протереть тряпкой доску…


Автор:  Людмила ТОРЕЕВА


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений