• Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские!

04.10.2013

17 сентября сего года директор оперного театра И.М. Непомнящий вкратце познакомил коллектив театра с основными выводами так называемой экспертной комиссии под руководством неожиданно взлетевшего на воронежском небосклоне Э. Боякова о состоянии воронежской культуры и о мерах по, скажем так, оздоровлению воронежского культурного пространства. Мы с большим удивлением, мягко говоря, узнали, что оперный театр надо закрыть, переформатировав его в своего рода антрепризу, и в качестве примера удачного, так сказать менеджмента в области культуры был приведен кинотеатр «Спартак».

Нас не обманет этот блеск! Конечно, «Спартак» наверняка приносит прибыль своим владельцам, и прибыль немалую, но давайте посмотрим, какие нематериальные плоды приносит деятельность этого кинотеатра, ибо сказано: «По плодам их узнаете их». Какие фильмы демонстрируются в нем? Или сплошь голливудские, или, в любом случае, иностранные, пропагандирующие насилие, жестокость, обогащение любой ценой, так называемую свободную любовь, хорошо еще, если между мужчиной и женщиной. Когда в этих фильмах участвуют русские персонажи, то это всегда и обязательно злодеи всех мастей. Героями этих фильмов почти никогда не является человек, честным трудом добывающий хлеб свой насущный, но зато почти всегда жулики или бандиты. Таким образом, в сознание, прежде всего молодежи изначально вдалбливается миф о порочности русской нации и ведется пропаганда преступного образа жизни и чувственных наслаждений.

Многие коренные воронежцы говорят, что мимо спартаковских афиш и ходить противно. Значит, в результате обогащения небольшой группы людей происходит обеднение и обкрадывание русской культуры, именно русской, потому что наша культура одна из самых целомудренных. Помните, как в 1986 году во время телемоста с Америкой одна женщина сказала: «У нас секса нет», и как все потешались в умопомрачении на эту тему. Но там далее еще шли слова, которые непорядочные телевизионщики вырезали, а полностью фраза звучала так: «У нас секса нет, у нас есть любовь!». Да! Как бы ни хотелось забугорным молодцам, но у нас чистота всегда была во главе угла культуры и духовности. Именно поэтому Россия никогда не пойдет на поводу у сообщества ЛБГТ, ибо это противно русскому генотипу. (Для непосвященных: сообщество ЛГБТ – это сообщество лесбиянок, геев и транссексуалов). Но зависит сопротивление этой мерзости от каждого из нас.

Мы не превозносим русскую культуру превыше культур других народов, населяющих Россию, но то, что русская культура является, уж извините за тавтологию, культуросберегающей – это факт: будет жива русская культура, будут живы и культуры других народов великой России!

Мы далеки от мысли об ангажированности владельцев кинотеатра «Спартак» врагами России, коих немало, думаем, что они просто не любят русскую национальную культуру почему-то – это бывает. Такую же нелюбовь к русской культуре продемонстрировал режиссер-постановщик великой русской патриотической оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в большом театре, показанной не так давно телеканалом «Культура». Именно сейчас, когда идет массовый навал на Россию и прежде всего на нашу культуру, такие экземпляры повылезали отовсюду, как грибы после дождя. Конечно, они существовали и раньше, но боялись, открыто заявлять о своей ненависти к России, а сейчас почувствовали: можно! Но, как говорил великий русский философ Н.А. Бердяев: «Отрицание России во имя человечества есть ограбление этого человечества».

Так что кинотеатр «Спартак» в качестве примера для подражания нас не убеждает, и даже наоборот, ибо этот блеск – это блеск гроба повапленного, внутри которого мерзость и запустение.

Теперь что касается ненужности репертуарного оперного театра для Воронежа и превращения его здания в оборудованную площадку для антрепризы, хорошо еще, если антрепризы оперной. Достаточно долгий опыт существования антрепризы в новой России показывает, что ее деятельность направлена, прежде всего на получение прибыли самым быстрым и легким способом, а это всегда одно – развлекательность и эпатаж либо привлечение для кассовости так называемых «звезд». Об этом, кстати, говорят сами участники антрепризы.

Все оперные артисты и музыканты, которым небезразлична судьба русской культуры, убеждены, что только репертуарный оперный театр способен сохранить и приумножить великую оперную культуру, и прежде всего отечественную, потому что мы – русский национальный оперный театр и должны иметь в своем репертуаре сначала русскую классику, а уж потом итальянскую и так далее. Везде в мире, кстати, так и делается – первостепенное внимание уделяется именно отечественной национальной культуре. Но религии наши таковы, что театр влачит нищенское существование и по тем или иным причинам делает перекос в сторону развлекательности ради выживания. Зарплаты наших артистов не выдерживают никакой критики, зачастую даже с доплатами они вызывают уныние, а ведь оперный жанр – это высший жанр театрального искусства, и оперный театр должен существовать не для развлечения публики, но, прежде всего для воспитания и образования оной. Кстати, Платон в свое время говорил: «Певец есть образователь и воспитатель общества». Даже не педагог и политик, или драматический актер, кому что нравится, а певец! А посмотрите, какие сейчас певцы, какие воспитатели, - мы имеем в виду, конечно, эстраду как самый доступный для народа жанр. А ведь каких-нибудь сорок лет назад это было совсем другое явление, да и песни они пели наши, а не как сейчас – чужие, а если народ поет чужие песни – это мина замедленного действия. Да и само слово «культура» означает в переводе с латинского «возделывание, воспитание, образование». В планы г-на Боякова и иже с ним, как видно, такое возделывание и воспитание не входит. Добавим по поводу перекоса нашего репертуара в сторону развлекательности, пусть даже и не от хорошей жизни, что, на наш взгляд, никогда нельзя поступаться духовным ради материального, ибо сказано: «Что пользы человеку, если он приобретет мир, а душе своей повредит». А меж тем государство выделяет на культуру большие деньги, во всяком случае нам так говорят. Да и реконструкция воронежского драматического театра, и строительство здания Камерного театра, и опыт проведения фестиваля имени Платонова говорят нам об этом же. Да, сейчас за большие деньги можно выписать кого угодно, но они приехали и уехали, не оставив, как говорится, и пузырей на поверхности. Почему же таким вниманием и денежным изобилием не пользуются артисты местные? Они плохие? Но ведь чуть не каждый второй, во всяком случае из молодых, лауреат международного конкурса, так что это по крайней мере странно. Помнится, г-н Бояков изволил выразиться, что Платоновский фестиваль чуть ли не лучший в мире и что результаты его будут особенно видны лет через 15, когда под впечатлением от этого фестиваля появятся новые стравинские. Почему именно стравинские? Не потому ли, что Стравинский жил и работал за рубежом, а имена тех композиторов, кто жил и творил в России, язык г-на Боякова просто не в состоянии выговорить? А ведь мог бы назвать хотя бы Чайковского, но пусть это останется маленькой тайной г-на Боякова. Во всяком случае, хотелось бы раскрыть глаза г-ну Боякову, что стравинских делает даже не платоновский фестиваль, но Сам Господь Бог! Кстати, этим летом на фестивале была показана некая театральная шарашка из Таллинна, представившая воронежской публике содомию и похабщину с матерщиной. Видимо, это был пробный шар. Второй шар был запущен 15 сентября на сцене Воронежского концертного зала, где столичный «Политеатр», руководимый г-ном Бояковым, представил некое действо, режиссером которого является он же, и в этом действе молодая, но уже довольно известная в определенных кругах так называемая поэтесса рифмовала, в частности, матерные глаголы повелительного наклонения и другие, видимо, в рамках расширения возможностей русского литературного языка, а также изобрела изысканную рифму на слово «давно», чем напрочь сразила тонких ценителей изящной словесности. Как тут не вспомнить слова Христа: « Не хлебом единым жив человек, но всяким словом живым». Матерщина не может являться живым и светлым словом – это мерзость и тьма, и на таком «словесном» хлебе, ядущие его, долго не протянут. Кстати, матерщина напрямую связана с сексом, а, как известно, для человека, во всяком случае в репродуктивном возрасте, сексуальная энергия является самым сильным видом энергии, разумеется, на животном уровне. Думаем, что у этой так называемой поэтессы не все в порядке с этим видом энергии. Одним словом, ясно, какие плоды дадут посевы таких сеятелей, как г-н Бояков и иже с ним.

Известно, что г-н Бояков одно время подвизался в Перми, откуда недавно наконец-то был выдворен его одиозный сподвижник – г-н Гельман. После появления г-на Боякова в Воронеже логично было бы ожидать и десантирования здесь этого ярого поборника контемпорального, так сказать, искусства – г-на Гельмана, тем более что Воронеж – родина десанта. Кстати, что касается контемпорального, так сказать, искусства, то остроумцы сразу подметили разницу между перформансом и инсталляцией. Все очень просто: если ты нагадил под дверь соседу и убежал – это инсталляция, а если позвонил ему в дверь да нагадил прямо при соседе – это перформанс! А при таких исходных условиях каждый буйный может легко стать контемпоральным, так сказать, художником. Но в сторону шутки.

Почему же нельзя сделать оперный театр удобным для артистов и красивым и привлекательным для публики и превратить его в оплот русской национальной культуры в сердце России, а для этого необходим капитальный ремонт, но вынашивать планы по уничтожению единственного в Центрально-Черноземном регионе оперного театра, тем более в преддверии Года культуры в России, - это святотатство! Да, творческое состояние нашего театра нуждается в корректировании в ногу со временем, и мы готовы представить свои соображения на этот счет, но есть вещи, не подверженные влиянию времени, а именно - духовность и культура, где искать надо не новое, а вечное! Например: вырабатывается репертуарный план на 5 лет, набирается постановочная группа на каждый спектакль и, таким образом, театр не закрывается, а модернизирует свою художественную составляющую на ходу, а судьба его отдается не на откуп господ бояковых, гельманов, десятниковых и прочая, прочая, прочая.

Мы понимаем, что в Воронеже есть влиятельные люди, имеющие, так сказать, свой взгляд на культуру, с которым, кстати, мы категорически не согласны, но и они, эти люди, не смеют уничтожать то, что не они создавали, не смеют уничтожать культурное наследие наших отцов и дедов. Это культуртрегерство по западному образцу, когда культура и искусство превращаются в развлекательный придаток, для России не годится.

По законам физики, пирамида опирается и держится на основании, пирамида же человеческого общества, имеющая в основании экономику, а в вершине культуру, вопреки всем законам физики держится именно вершиной, то есть культурой. Если разрушается культура и, в частности, классическое искусство, то неминуемо разрушается вся пирамида. Причем результаты разрушения культуры не видны сразу, как, например, результаты разрушения армии, но последствия всегда катастрофические. Так уж не раз бывало в истории человечества. Если кому-то кажется, что в западном обществе не так, - посмотрите, что там начинает происходить.

Известно, что доклад г-на Боякова и иже с ним содержит около 500 страниц и обошелся государству в сумму более чем 8 миллионов рублей. Это ж надо так устроить, чтобы за разрушение России получать с России же за это деньги! Бесовское обморачивание, не иначе! И ведь найдутся те, умами ни в чем не твердые, живущие как колеблемые ветром трости, которые скажут: « Ну а что, сейчас другое время, должно быть что-то новое». Еще раз повторим для них, что искать надо не новое, а вечное! Добавим, что если все время развиваться линейно, то есть двигаться только вперед, то неминуемо упрешься в тупик или, в лучшем случае, будешь ходить по кругу, что тоже нехорошо. Но если развиваться по кресту: вверх и вниз по вертикали, то есть вниз – вглубь себя, своей души, и вверх – к небесам, к Господу Богу, то такое развитие бесконечно и только такое развитие преодолевает земное несовершенство – то есть горизонталь креста. Вам, господа бояковы, нужно новизны? Талант – вот единственная новость, которая всегда нова!

И потом, новый язык в искусстве спускается, если хотите, с небес Господом Богом и только через гениев, а не через таких господ, которые служат другому владыке! У этих господ давно известные цели: либо любой ценой показать себя, что еще не так страшно, потому как существуют сумасшедшие дома и полиция, либо – разрушение России через разрушение ее культуры прежде всего, а это уже совсем другое дело, хотя все это тем не менее, связано между собой!

Как сказал Конфуций: «Зачем я буду проклинать тьму, я лучше зажгу свечу», или, иначе говоря, тьму не разгонишь палкой, немного света – и уже светло. Почему же не противопоставить свет той тьме, которая навалилась на Россию в это страшное время? Как говорил апостол Павел: «Надо так поколебать колеблемое, чтобы возникло непоколебимое». Что же должно произойти, чтобы колеблющиеся утвердились? Неужели опять прямое нашествие иноплеменных?

Мы понимаем, что идет тайная война на уничтожение России, и основные факторы, мешающие этому уничтожению, - культура, православие, армия, образование, наука. Когда президент Путин говорил о скрепах, которые надо найти для укрепления России, то вот они, эти скрепы.

Как тут не вспомнить приписываемое г-ну Даллесу, основателю ЦРУ, так называемое завещание его, в котором говорится о планах по разрушению России, тогда еще СССР, что надо подменить настоящие ценности фальшивыми и заставить в них поверить, а помощники в этом деле найдутся в самой России, а тех, кто будут сопротивляться, объявить ретроградами или сумасшедшими и сделать их изгоями. Даллес – автор этого плана или нет, неважно, потому как главное, что это план есть и применение его мы видим на каждом шагу. В этом плане и планах современных реформаторов нашей культуры прослеживается странное сближение, и в этом обновленческом раже мы можем в очередной раз выплеснуть с водой ребенка. Мы видим, что реформаторы сделали с Большим театром.

И потом, почему же крупнейший и единственный в регионе оперный театр попал, так сказать, под раздачу? Логично было бы опробовать эту схему для начала на одном из драматических театров Воронежа, есть из чего выбирать: разогнать всех, и пусть там играют модные Меньшиков, Безруков, Миронов, а можно выписать из Америки и Машкова, - будет ли только польза для воронежской культуры? Не потому ли принято такое решение, что кто-то имеет зуб на оперный театр, кто-то хочет прибрать его к рукам, а кто-то действует, может быть, сам того не ведая, по планам уничтожения культуры в России?

Когда-то великий русский композитор А.С. Даргомыжский, советуя своему приятелю не затягивать заграничного путешествия, написал ему: «А шестимесячного путешествия для тебя довольно будет, чтобы убедиться, что если существуют в Европе элементы поэзии, то это в России, и что нет в мире народа лучше русского. А раны России когда-нибудь да залечатся. Пришло время, господа, залечивать раны России!

Шумит ураганом седой океан,

Спасения нет меж волнами,

Но твердо на мостике встал капитан

И крикнул: «Ребята, я с вами!

Не падайте духом до смертной поры

И в небо гляди веселее,

Хватайте покрепче свои топоры

И мачты рубите скорее.

Коль жизнь дорога, так кончайте дрожать

И за борт выкидывать вещи,

Не время еще кораблю умирать –

Видали мы штормы похлеще».

И словно поникнул седой океан,

И шторм никого не пугает,

И трубку свою закурил капитан,

И вид его всех ободряет…

Корабль наш – Россия, весь мир – океан,

И синее небо над нами,

И верим мы в Бога, Он – наш капитан,

Изрекший: «Ребята, Я с вами!»

А закончить я хочу словами, сказанными великим русским полководцем А.В. Суворовым на приеме у английской королевы: «Мы русские! Какой восторг!».

Александр Назаров, солист Воронежского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист РФ

26 сентября 2013 г. (утв) 11.05




(Голосов: 6, Рейтинг: 5)

Комментарии

0
Guest
отличная статья! Спасибо
Имя
0
Maikl
да,в одиночку "бояковых" не победить, только Всем Миром
Имя
0
Николай
Так называемые "рекомендации" в докладе Боякова вызывают оторопь.
Кто их предлагал? Какие "эксперты"?
Только сознательной, деструктивной позицией по отношению к культуре можно объяснить этот нелепый текст https://www.dropbox.com/s/8tv3w9lhitqzvr1/voronezh_pulse_downtown.ru.pdf
Статья написано эмоционально, но по-сути верно.
Надо дать отпор этим беспринципным культуртрегерам!
Имя
0
День
Давайте конструктивно, соберем круглый стол, проведем независимый опрос жителей города, какого искусства они хотят для своих детей, расследуем толком деятельность Боякова на посту ректора, потому что понятно как там ремонт проходит по системе отмывания средств, посмотрим научным взглядом на этот либеральный замес (надо же нормальное искусство от явной деградации отделить), потом совместно с Александром митинг концерт под окнами правительства дадим в поддержку наших традиционных ценностей, чтоб новое искусство чистым оставалось от либеральной гнили, ну если и это не поможет, тогда с обращением к правительству (может в обход Мединского даже), да и вообще это не только воронежская проблема, "культурный фронт" организован во многих городах нашей страны, вместе веселее, главное не сидеть на месте. Удвчи друзья
Имя
0
Inok17
Спасибо.
Имя
Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений