Песни и молитвы Георгия Свиридова
По признанию современников, Свиридов совершил в свое время подлинный переворот в отношении общества и культуры к народному творчеству. В его музыкальном мире есть живое ощущение того глубоко залегающего фундамента, которым являются древнее искусство церковного пения, знаменный распев, колокольные звоны. Свиридов был первым, едва ли не единственным, кто вернулся к этой мощной традиции в XX веке. В этой традиции – основа эпического и «предвечного» характера свиридовского художественного мира, его аскетической простоты, истовости и устойчивости, которые противостоят, пресловутому «игровому отношению к жизни», каким соблазняются и соблазняют людей многие таланты. Вот почему Свиридову принадлежит великая заслуга: он олицетворил в себе, он создал целое направление, вернувшее современной русской музыке ее роль органа национального самосознания. В своем творчестве он воспевал «народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования». Сам он свою задачу понимал так: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Основные вехи жизни
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 года в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать – учителем. Отец в гражданскую воевал на стороне большевиков и погиб, когда Георгию было четыре года. Воспитывался в традиционной патриархальной семье, вспоминал, как бабушка водила его в церковь. В 1924 году, когда Георгию было девять лет, семья переехала в Курск. Здесь началось его страстное увлечение литературой. Но постепенно на первое место стала выдвигаться музыка. Еще в школе Свиридов учился играть на балалайке. Подбирал на слух мелодию и показал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в Курской музыкальной школе в фортепианном классе В. Уфимцевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер, человек, хорошо знавший литературу, близко знакомый с Горьким, сыграли большую роль в общем развитии Свиридова.
В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано в Центральном музыкальном техникуме, который окончил в 1936 году. С 1936 по 1941 год учился в Ленинградской консерватории. В 1937 году принят в Союз композиторов СССР. В 1941 году, сразу после окончания консерватории, Свиридов был мобилизован, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи Алексея Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956-м поселился в Москве. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962–1974 годах секретарь, в 1968–1973 – первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Свиридов – один из основателей Петровской академии наук и искусств. В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.
На разных полюсах с учителем
Уже за три года композиторских занятий в техникуме Свиридов сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Среди произведений тех лет совершенно особое место занял вокальный цикл из шести романсов на слова Пушкина, созданный в конце 1935 года. Романсы эти быстро приобрели популярность. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.
В Ленинградской консерватории он поступает в класс композиции Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда – Шостаковича. С Шостаковичем у Свиридова были сложные отношения. Его сочинение «Слободская лирика» не понравилось Дмитрию Дмитриевичу, он высказал свое мнение в резких тонах, и Свиридов ушел из консерваторского класса Шостаковича. Но их первая размолвка длилась недолго. Во время войны они опять сблизились и долгие годы, примерно до начала 70-х, оставались в доверительных отношениях. В 1948-м Свиридов был объявлен формалистом, пять лет его музыка не исполнялась. Все эти годы Шостакович поддерживал Свиридова как мог, а после смерти Сталина много сделал, чтобы был снят запрет на исполнение музыки ученика. Как позже заметил племянник Свиридова и издатель его дневников Александр Белоненко, у учителя и ученика были разные взгляды, и это шире чем «прав – виноват, за – против». Шостакович впитывал в себя с детских лет столичную культуру. Свиридов же – едва ли не единственный из выдающихся русских композиторов – выходец из крестьян, родился в провинции. Поэтому ему так близок был Есенин. У Шостаковича – традиционный либерально-интеллигентский, польский взгляд на Россию: задрипанный мужичонка, каторга, карикатурный поп. Свиридов написал вокальный цикл «У меня отец крестьянин» и кантату «Лапотный мужик». То есть, они находились на разных полюсах. Шостакович заканчивает свое творчество замечательной 15-й симфонией, ее финал – уход в небытие, в замогильную тишину вечности. Завещание Свиридова – хоровой цикл «Песнопения и молитвы». И тут – тоже дистанция огромного размера.
В начале 50-х годов основное внимание и творческие силы Свиридов отдает жанрам вокальной музыки. Появляются вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна, «Песни на слова Р. Бернса в переводе С. Маршака», вокальный цикл «У меня отец – крестьянин» на слова С. Есенина. С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. Творческий путь Свиридова 50–60-х годов пролегает по русской почве и идет к «Курским песням», которые были завершены автором в 1963 году. Созданием «Курских песен» композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству.
Первопричина духовного сознания
В 1960-е годы у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. сенина. Он пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А.С. Пушкина и «Время, вперед!» по роману В. Катаева, получившую поистине всенародное признание.
Переходом в сферу духовной музыки стал для Свиридова 1973 год. Для спектакля «Царь Федор Иоаннович» он написал три духовных хора. В 1988 году по поводу выхода в свет книги Валентина Непомнящего «Поэзия и судьба» Свиридов писал автору: «Книга Ваша прямо указует главное в поэте – первопричину его духовного сознания – Христа, соединение Высшей Мудрости с наивностью ребенка. Близка мне и мысль о таинственности мира, которую и не надо пытаться разгадывать, а следует принять целиком».
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), концерт для хора «Пушкинский венок» и другие сочинения. В последние годы композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии». Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» – была фактически завершена композитором. Это произведение было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – он отражает особую и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией».
Болезнь и смерть застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова.
Выражать или служить?
После смерти Свиридова были изданы его дневники, которые он вел долгие годы, которые, в буквальном смысле, взорвали читающую Москву. Кроме безжалостных характеристик деятелей культуры ХХ века, в том числе своих современников, особенно досталось от Свиридова людям с еврейскими фамилиями, в книге есть глубокие и выстраданные мысли автора. Вот, к примеру, его мысли о культуре: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое».
О двух типах художников: «Первый тип – А. Блок, С. Есенин, Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов – поэты национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации, дух народа, на него же опираясь, …если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их. Второй тип художника – прислуга. Такой поэт или художник СЛУЖИТ силе, стоящей над народом, и, как правило, чужеродной силе. Под видом национального беспристрастия, «интернационализма», в его, главным образом, американском понимании, он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся установить свое господство над коренным народом. Примеров этого – много».
В тетрадях 1982–83 г. Георгий Свиридов с горечью констатировал: «Нации русской больше нет». А в 1988-м во время перестройки, записал: «Народ русский... почти утерял свою национальную особенность и принадлежность...». У Свиридова теплилась надежда, что русский народ стряхнет с себя рабство и жирных пауков, т.н. «прорабов перестройки». Иначе, предупреждал он, русский народ «останется униженным рабом и будет истреблен, что может произойти гораздо быстрее, чем мы думаем».
…Кстати сказать, Курск в последние годы стал своеобразной столицей свиридовского творчества. Здесь ему поставлен памятник работы знаменитого Вячеслава Клыкова. Курский музыкальный колледж проводит ежегодные свиридовские чтения и по их результатам издает сборники. В Курске проходит и Международный конкурс камерного пения имени Свиридова.
Автор: Святослав ИВАНОВ
(Нет голосов) |