• Песни и молитвы Георгия Свиридова

Песни и молитвы Георгия Свиридова

16.12.2015

По признанию современников, Свиридов со­вершил в свое время подлинный переворот в отношении общества и культуры к народному творчеству. В его музыкальном мире есть жи­вое ощущение того глубоко залегающего фун­дамента, которым являются древнее искусство церковного пения, знаменный распев, коло­кольные звоны. Свиридов был первым, едва ли не единственным, кто вернулся к этой мощной традиции в XX веке. В этой традиции – осно­ва эпического и «предвечного» характера сви­ридовского художественного мира, его аске­тической простоты, истовости и устойчивости, которые противостоят, пресловутому «игрово­му отношению к жизни», каким соблазняются и соблазняют людей многие таланты. Вот поче­му Свиридову принадлежит великая заслуга: он олицетворил в себе, он создал целое направле­ние, вернувшее современной русской музыке ее роль органа национального самосознания. В своем творчестве он воспевал «народ, одержи­мый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертво­вания». Сам он свою задачу понимал так: «Вос­петь Русь, где Господь дал и велел мне жить, ра­доваться и мучиться».

Основные вехи жизни

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 го­да в тихом уездном городке Фа­теже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать – учителем. Отец в гражданскую воевал на стороне большевиков и погиб, когда Георгию было четыре года. Воспитывался в традицион­ной патриархальной семье, вспо­минал, как бабушка водила его в церковь. В 1924 году, когда Геор­гию было девять лет, семья пе­реехала в Курск. Здесь началось его страстное увлечение литера­турой. Но постепенно на первое место стала выдвигаться музы­ка. Еще в школе Свиридов учил­ся играть на балалайке. Подби­рал на слух мелодию и показал та­кой талант, что был принят в мест­ный ансамбль народных инстру­ментов. С 1929 по 1932 год учил­ся в Курской музыкальной школе в фортепианном классе В. Уфим­цевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер, чело­век, хорошо знавший литературу, близко знакомый с Горьким, сы­грали большую роль в общем раз­витии Свиридова.

В 1932 году Свиридов перее­хал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано в Централь­ном музыкальном техникуме, ко­торый окончил в 1936 году. С 1936 по 1941 год учился в Ленинград­ской консерватории. В 1937 го­ду принят в Союз композиторов СССР. В 1941 году, сразу после окончания консерватории, Свири­дов был мобилизован, но в конце года был комиссован по состоя­нию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эва­куирована Ленинградская филар­мония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи Алексея Суркова. Кроме того, он писал му­зыку для спектаклей эвакуирован­ных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскину­лось море широко» (1943), постав­ленной в находившемся в Барнау­ле московском Камерном театре. В 1944 году Свиридов возвратил­ся в Ленинград, а в 1956-м посе­лился в Москве. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962–1974 годах секре­тарь, в 1968–1973 – первый се­кретарь правления Союза ком­позиторов РСФСР. Народный ар­тист СССР (1970), Герой Социали­стического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государствен­ных премий СССР (1946, 1968, 1980). Депутат Верховного Сове­та РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созы­вов. В июне 1974 года на фести­вале русской и советской песни, проходившем во Франции, мест­ная печать представила Свиридо­ва публике как «наиболее поэтич­ного из современных советских композиторов». Свиридов – один из основателей Петровской ака­демии наук и искусств. В послед­ние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоро­нен на Новодевичьем кладбище.

На разных полюсах с учителем

Уже за три года композитор­ских занятий в техникуме Свири­дов сочинил много произведений в разных инструментальных и во­кальных жанрах. Среди произве­дений тех лет совершенно осо­бое место занял вокальный цикл из шести романсов на слова Пуш­кина, созданный в конце 1935 го­да. Романсы эти быстро приобре­ли популярность. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.

В Ленинградской консерва­тории он поступает в класс ком­позиции Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда – Шостаковича. С Шостакови­чем у Свиридова были сложные отношения. Его сочинение «Сло­бодская лирика» не понравилось Дмитрию Дмитриевичу, он выска­зал свое мнение в резких тонах, и Свиридов ушел из консерватор­ского класса Шостаковича. Но их первая размолвка длилась не­долго. Во время войны они опять сблизились и долгие годы, при­мерно до начала 70-х, оставались в доверительных отношениях. В 1948-м Свиридов был объявлен формалистом, пять лет его музы­ка не исполнялась. Все эти годы Шостакович поддерживал Сви­ридова как мог, а после смер­ти Сталина много сделал, чтобы был снят запрет на исполнение музыки ученика. Как позже заме­тил племянник Свиридова и изда­тель его дневников Александр Бе­лоненко, у учителя и ученика были разные взгляды, и это шире чем «прав – виноват, за – против». Шостакович впитывал в себя с детских лет столичную культуру. Свиридов же – едва ли не един­ственный из выдающихся русских композиторов – выходец из кре­стьян, родился в провинции. По­этому ему так близок был Есенин. У Шостаковича – традиционный либерально-интеллигентский, польский взгляд на Россию: за­дрипанный мужичонка, катор­га, карикатурный поп. Свиридов написал вокальный цикл «У меня отец крестьянин» и кантату «Ла­потный мужик». То есть, они на­ходились на разных полюсах. Шо­стакович заканчивает свое твор­чество замечательной 15-й сим­фонией, ее финал – уход в небытие, в замогильную ти­шину вечности. Завещание Свиридова – хоровой цикл «Песнопения и молитвы». И тут – тоже дистанция огром­ного размера.

В начале 50-х годов основное внимание и твор­ческие силы Свиридов отдает жанрам вокальной музыки. Появ­ляются вокальная поэма «Стра­на отцов» на стихи А. Исаакяна, «Песни на слова Р. Бернса в пе­реводе С. Маршака», вокальный цикл «У меня отец – крестьянин» на слова С. Есенина. С Есени­ным композитор не расстается и в дальнейшем. Творческий путь Свиридова 50–60-х годов про­легает по русской почве и идет к «Курским песням», которые были завершены автором в 1963 году. Созданием «Курских песен» ком­позитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музы­ку. Произведение это весьма ха­рактерно для своего времени с его новым интересом к народно­му творчеству.

Первопричина духовного сознания

В 1960-е годы у композито­ра возникает замысел «малень­ких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. се­нина. Он пишет музыку к кино­фильмам «Метель» по повести А.С. Пушкина и «Время, вперед!» по роману В. Катаева, получив­шую поистине всенародное при­знание.

Переходом в сферу духовной музыки стал для Свиридова 1973 год. Для спектакля «Царь Федор Иоаннович» он написал три ду­ховных хора. В 1988 году по по­воду выхода в свет книги Валенти­на Непомнящего «Поэзия и судь­ба» Свиридов писал автору: «Кни­га Ваша прямо указует главное в поэте – первопричину его духов­ного сознания – Христа, соедине­ние Высшей Мудрости с наивно­стью ребенка. Близка мне и мысль о таинственности мира, которую и не надо пытаться разгадывать, а следует принять целиком».

К позднему периоду творче­ства композитора относятся поэ­мы для голоса с фортепиано «От­чалившая Русь» на слова С. Есе­нина (1977) и «Петербург» на сло­ва А. Блока (1995), концерт для хора «Пушкинский венок» и дру­гие сочинения. В последние го­ды композитор работал над со­чинением «Из литургической по­эзии». Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» – бы­ла фактически завершена компо­зитором. Это произведение бы­ло удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Пред­ставляя собой собрание хоро­вых циклов композитора, – ска­зал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – он отра­жает особую и самую существен­ную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией».

Болезнь и смерть застигли композитора в момент подготов­ки к печати рукописи этой послед­ней работы, ставшей своеобраз­ным «Реквиемом» Свиридова.

Выражать или служить?

После смерти Свиридова были изданы его дневники, которые он вел долгие годы, которые, в бук­вальном смысле, взорвали чита­ющую Москву. Кроме безжалост­ных характеристик деятелей куль­туры ХХ века, в том числе своих современников, особенно до­сталось от Свиридова людям с еврейскими фамилиями, в кни­ге есть глубокие и выстраданные мысли автора. Вот, к примеру, его мысли о культуре: «Русская куль­тура неотделима от чувства со­вести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной кате­гории и выдавать за нее нечто со­всем другое».

О двух типах художников: «Первый тип – А. Блок, С. Есе­нин, Н. Рубцов, Мусоргский, Кор­саков, Рахманинов – поэты наци­ональные (народные). Они нико­му не служат, но выражают дух на­ции, дух народа, на него же опи­раясь, …если есть предпосылки к их появлению, время как бы само рождает их. Второй тип художни­ка – прислуга. Такой поэт или ху­дожник СЛУЖИТ силе, стоящей над народом, и, как правило, чу­жеродной силе. Под видом наци­онального беспристрастия, «ин­тернационализма», в его, главным образом, американском понима­нии, он служит интересам обычно чужой нации, стремящейся уста­новить свое господство над ко­ренным народом. Примеров это­го – много».

В тетрадях 1982–83 г. Георгий Свиридов с горечью констатиро­вал: «Нации русской боль­ше нет». А в 1988-м во вре­мя перестройки, записал: «Народ русский... почти утерял свою национальную особенность и принадлеж­ность...». У Свиридова те­плилась надежда, что рус­ский народ стряхнет с се­бя рабство и жирных пауков, т.н. «прорабов перестройки». Иначе, предупреждал он, русский народ «останется униженным рабом и будет истреблен, что может про­изойти гораздо быстрее, чем мы думаем».

…Кстати сказать, Курск в по­следние годы стал своеобразной столицей свиридовского твор­чества. Здесь ему поставлен па­мятник работы знаменитого Вя­чеслава Клыкова. Курский музы­кальный колледж проводит еже­годные свиридовские чтения и по их результатам издает сбор­ники. В Курске проходит и Меж­дународный конкурс камерного пения имени Свиридова.


Автор:  Святослав ИВАНОВ


(Нет голосов)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений