Сатирик всея Руси Салтыков-Щедрин
Сразу несколько интересных выставок – в Твери, Кирове, Рязани, Пензе и Туле – открылись 27 января, в день 190-летия Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина. Каждая из них по-своему дает ответ на вопрос о том, почему имя писателя и теперь столь популярно.
В Музее М.Е. Салтыкова- Щедрина в Твери выставка «Сохраненная память» представляет экспонаты, поступившие в музей из семьи Салтыковых в разные годы. Раритетный экспонат выставки – каминные часы семьи Салтыковых, поступившие в музей в 2014 году из Франции.
Салтыков-Щедрин, оказывается, увлекался переводом на русский язык крылатых латинских изречений. Так, по его мнению, знаменитое латинское изречение: «Сказал – и облегчил душу», в русской транскрипции означает: «Сказал – и стошнило меня». Одна из тетрадей с этими его изречениями выставлена в Музее изобразительных искусств в Рязани, где писатель в 1858-1862 годах служил вице-губернатором и где улица, на которой он жил, теперь носит его имя.
Еще три выставки в честь юбилея великого сатирика – в Кирове (бывшая Вятка), куда он в 1847 году был сослан за вольнодумство, и в Пензе и Туле, где он в разные годы возглавлял Казенные палаты, – оказались смешанными по жанру.
Р е д к а я ж и в у ч е с т ь к р ы л а т ы х фраз Салтыкова- Щедрина – во многом следствие его интересной судьбы, в которой совместилась бурная литературная деятельность с государственной службой. В 1856-1857 годах, когда увидели свет его «Губернские очерки», писатель служил чиновником для особых поручений в Министерстве внутренних дел. В 1858- 1862 годах Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани, чуть позже – в Твери. Он не только был прекрасно знаком с нравами провинциальной публики, но и лично расследовал злоупотребления местных чиновников.
У многих афоризмов писателя есть своя конкретная история, они – плод хорошего знакомства с устройством миропорядка. Так непреходящую актаульность имеет следущая сентенция:
«Кредит, – толковал он Коле Персианову, – это когда у тебя нет денег… понимаешь? Нет денег, и вдруг – клац! – они есть!
– Однако, mon cher, если потребуют уплаты? – картавил Коля.
– Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить – ну и опять кредит! Еще платить – еще кредит! Нынче все государства так живут». («Господа ташкентцы»)
За это высказывание, кстати, Салтыков-Щедрин поплатился должностью вице-губернатора Рязани. В «ташкентце» себя узнал губернатор Рязани, написавший жалобу в Санкт-Петербург, требуя расправы над «вольнодумством» своего заместителя.
Много откровений о тогдашней (а впрочем, и о современной) элите можно узнать из «Дневника провинциала в Петербурге». Вот как описывает герой Салтыкова- Щедрина встречу с земляками в столице империи: «Все притворялись, что у них есть нечто в кармане, и ни один даже не пытался притвориться, что у него есть нечто в голове. По-видимому, это последнее обстоятельство для них самих составляло дело решенное, потому что смотреть на мир такими осовелыми глазами, какими смотрели они, могут только люди или совершенно эмансипированные от давления мысли, или люди совсем наглые… Мне показалось, что я опять в нашем рязанско-курско-тамбовско-воронежско-саратовском клубе, окруженный сеятелями, деятелями и всех сортов шлющимися и не помнящими родства людьми...»
Автор: Илья МУРОМЦЕВ
(Нет голосов) |