• Он научил Россию летать

Он научил Россию летать

18.11.2013

К 125-летию А.Н. Туполева

Основатель советского и мирового стратегического самолетостроения Туполев признан крупнейшим авиаконструктором XX века. Им спроектировано более 200 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов, возглавивших самолетные ОКБ. В их числе В.М. Петляков, П.О. Сухой, М.Л. Миль, С.А. Лавочкин. Самолеты «Ту» выполняли до 75 процентов от всего объема перево­зок и эксплуатировались в десятках стран.

Путь наверх

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в сельце Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии в небогатой дворянской семье. После окончания гимназии в 1908 году Андрей, 6-й ребенок в семье, поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Жуковского занимался в воздухоплавательном кружке. В 1911 году за участие в студенческих волнениях выслан на родину под надзор полиции. В 1918 году Туполев все-таки окончил с отличием МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

С 1922 года он председатель Комиссии по постройке металлических самолетов при ЦАГИ. В 1923 году Туполев создал свой первый легкий самолет смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолет (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолет
(АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925). С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ.

В октябре 1937 года Туполев обвинен во вредительстве и шпионаже арестован и приговорен к 15 годам лагерей. В заключении работал в ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь Туполев создал фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). В июле 1941 года Андрей Николаевич был досрочно освобожден.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, а также сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.

Непростые отношения у Туполева сложились со своей малой родиной. С подачи Туполева даже был пущен слух, что Пустомазово находится на дне Волжского водохранилища... Сразу после революции семья Туполевых и их бывшие наемные работники организовали в усадьбе сельхозартель «Батрак». Осенью 1922 года Андрей вместе с сотрудниками ЦАГИ выезжали в Пустомазово для оказания «шефской помощи» артели. Их изобретения сильно помогли крестьянам. Но с самого начала артель была на подозрении у местных властей, и в 1928 году Туполевых выселили из Пустомазова, а имущество артели забрал колхоз. Вскоре колхоз разорился и был ликвидирован, а в заброшенный усадебный дом поселили бездомных. Перед войной дом, где родился Туполев, сгорел.

Навещая сестру в Кимрах, Туполев старался не посещать Пустомазово. Председателю соседнего колхоза на просьбу о помощи в восстановлении он ответил: «Сами развалили, сами и налаживайте». В конце 1950-х годов Туполев в последний раз посетил родину, где увидел заросший крапивой фундамент дома и заваленный мусором пруд. Правда, к выросшим тополям приходила на гулянье местная молодежь. В 1911-1913 годах, когда студент Туполев был выслан на родину под негласный надзор полиции, он собственноручно выкопал этот пруд и для красоты окружил его посадкой молодых тополей.

Когда Туполев получил вторую Звезду Героя Соцтруда и встал вопрос о «бронзовом бюсте, он позвонил в Кимрский исполком и спросил: «Ну что, засранцы, где памятник устанавливать будете?» Как следствие, бюст на родине сооружали около 20 (?!) лет, когда Туполев стал уже трижды Героем.

Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года. А в 2005 году на месте усадьбы Пустомазово наконец-то открылась мемориальная композиция, посвященная великому авиаконструктору.

Битва за сверхзвук

Когда стало известно, что Англия и Франция решили создать сверхзвуковой пассажирский самолет, которому дали название «Конкорд» («Согласие») реакция первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева на это сообщение, по воспоминаниям очевидцев, была молниеносной: «Мы должны сделать свой советский сверхзвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда». 16 июля 1963 года было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР. К лету 1965 года наиболее важные конструктивные решения по самолету были приняты. Опытные образцы Ту-144 производились на заводе КБ Туполева в подмосковном Жуковском. Гигантские крылья лайнера, изготовленные на Воронежском авиационном заводе, первоначально предполагалось доставить в Москву по рекам на самоходных баржах. Однако лед на реках в начале 1967 года стал очень рано, и доставка крыльев водным путем оказалась невозможна. Тогда-то и возникла идея использовать вертолет Ми-10, предназначенный для перевозки всевозможных негабаритных грузов. Хотя в Центральном аэрогидродинамическом институте были произведены расчеты, из которых следовало, что доставка таких крыльев по воздуху теоретически невозможна. экипаж летчика-испытателя КБ Миля В.П. Колошенко рискнул. Сначала вертолет попал в снежный заряд и совершил вынужденную посадку в аэропорту Тулы, повредив крепление наружного топливного бака. А потом, исправив поломку, дождавшись относительно хорошей погоды, пилоты довершили перелет в Жуковский. После посадки сразу подрулили к ангару, в котором стоял фюзеляж Ту-144… Рисковать все же стоило! В результате совместных усилий тысяч людей наш сверхзвуковик совершил первый полет на три месяца раньше англо-французского «Конкорда».

Эпохальное для истории отечественной авиации событие произошло в последний день 1968 года. Первый полет продолжался 37 минут. Приоритет СССР в разработке сверхзвукового пассажирского авиалайнера был закреплен де-факто. Первый «Конкорд» поднимется в воздух лишь 2 марта 1969 года…

Летом 1971 года лайнер был показан на авиасалоне в Ле Бурже. Как позднее вспоминал академик И.Н. Фридляндер, «пролетел он очень хорошо, с меньшим шумом и без дымных хвостов от двигателей, как у «Конкорда». Французский Президент Жорж Помпиду вместе с министром авиационной промышленности СССР П.В. Дементьевым поднялись на борт Ту-144 и внимательно осмотрели самолет. 29 марта1972 года состоялся первый полет собранного на Воронежском авиазаводе серийного Ту-144. В этот день на заводе состоялся многолюдный митинг. В нем приняли участие первый секретарь Воронежского обкома КПСС Воротников и главный конструктор Туполев. А 1 июля 1972 года на Воронежском авиазаводе побывал лидер кубинской революции Фидель Кастро. По воспоминаниям В.И. Воротникова, в салоне Ту-144 «Фидель сразу же задал вполне конкретные вопросы: «А какая дальность полета? А какой расход топлива? А какие шумовые характеристики?». Узнав цифры, Фидель взял салфетку, ручку и начал подсчитывать. Считал-считал и говорит: «Нет, нам такой самолет не подходит. Во-первых, он дорог; во-вторых, он шумен… И в-третьих, он до Кубы без посадки не долетит, а с посадкой будет еще дороже».

Третьего июня 1973 года первый серийный Ту-144 во время демонстрационного полета в Ле Бурже потерпел катастрофу. Погиб экипаж. Было выдвинуто несколько версий причин катастрофы. Но ни одна из них не дает убедительного ответа на вопрос о подлинных причинах падения лайнера. В 1975 году начались полеты Ту-144 с грузом в Ташкент, Алма-Ату и Баку. В первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Алма-Ата лайнер отправился 1 ноября 1977 года. В аэропорту «Домодедово» было отведено место с объявлением: «Идет посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер», и – ковровая дорожка. Роковую роль в «карьере» первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета сыграла вторая авария 23 мая 1978 года близ подмосковного Егорьевска. Двое из семи находившихся на борту членов экипажа погибли. До момента прекращения эксплуатации с пассажирами экипажи «Аэрофлота» на Ту-144 выполнили 55 рейсов, в которых было перевезено 3284 пассажира. В июле 1983 года экипаж летчика-испытателя С.Т. Агапова на Ту-144Д установил 13 мировых авиа­ционных рекордов, которые не побиты до сих пор.

Самолеты Ту-144 до середины 90-х годов применялись для проведения различных испытаний и исследований. С 1996 по 1999 год по контракту с НАСА Ту-144 совершал полеты в качестве летающей лаборатории.

Ту-144 закрепил приоритет нашей страны как Родины первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера. Битву за сверхзвук выиграла наша страна.

Александр КОРОБАНОВ,

Иван СЛАВИН


Автор:  Иван СЛАВИН / Александр КОРОБАНОВ


(Нет голосов)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений