• Отзывчивости нашей торжество

Отзывчивости нашей торжество

24.06.2014

К 210-летию со дня рождения Михаила Глинки

Это поэт Николай Рыленков, земляк композито­ра, назвал Михаила Глинку торжеством русской отзывчивости. В творчестве которого есть и про­стой напев русской деревенской песни, и «ма­зурки гром», и «радостные всплески» испанской пляски. По его убеждению Глинка творил, «при­слушиваясь к музыке вселен­ной».

В лице Михаила Глинки русская музыкальная культура впервые вы­двинула композито­ра мирового значе­ния. Глинка завер­шил процесс фор­мирования наци­ональной компо­зиторской шко­лы, завоевавшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором- классиком. Его на­следниками являют­ся все крупные ком­позиторы xIxвека. «Глинка... в такой сте­пени соответствовал по­требностям времени и ко­ренной сущности своего на­рода, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продол­жение всех столетий его исторической жизни», – сказал о нем известный русский критик Стасов. Творчество Глинки и по сегодняшний день воз­действует не только на отечественную музыкаль­ную культуру, оно не перестает быть притяжени­ем для музыкантов всего мира.

Между Бородино и Сенатской площадью

Михаил Иванович родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Но­воспасском Смоленской губер­нии, в имении своего отца, от­ставного капитана Ивана Нико­лаевича Глинки. Прадед компо­зитора был шляхтичем. После потери Польшей Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешел в право­славие.

Главные впечатления детства, проведенного в смоленской де­ревне, в обстановке помещи­чьего усадебного быта, – рус­ские песни. А также крепостной оркестр дяди, жившего в родо­вом имении Шмаково. Малень­кий Миша играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижи­ровал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Михаил неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях. Два великих исторических собы­тия явились для будущего компо­зитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная вой­на 1812 года и восстание дека­бристов 1825 года.

Годы учения Михаила Ивано­вича в Петербурге (1818-1822 гг.) прошли в Благородном пансио­не, одном из лучших учебных за­ведений России, где преподава­ли блестящие умы того времени А. Куницын, К. Арсеньев, А. Галич. А воспитателем был будущий де­кабрист и друг А. Пушкина В. Кю­хельбекер. Учеба протекала в ат­мосфере пылких политических и литературных споров. Позднее, после восстания декабристов, Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтов­щиками».

В годы учения Михаил часто посещал театр, знакомился с операми В. Моцарта, Л. Керуби­ни, Дж. Россини, брал уроки игры на скрипке, фортепиано. Посе­щал музыкальные вечера, музи­цировал в четыре руки с братья­ми Виельгорскими, начал сочи­нять романсы, инструменталь­ные пьесы. В 1825 году появил­ся один из шедевров русской вокальной лирики – романс «Не иску­шай» на стихи Е. Ба­ратынского.

Молодой компо­зитор изучал опер­ную и симфониче­скую музыкальную литературу, работал с домашним оркестром семьи в качестве ди­рижера (в Новоспасском). Боль­шое влияние на Глинку оказала русская литература и непосред­ственное общение с А. Пушки­ным, В. Жуковским, А. Дельви­гом, А. Грибоедовым, В. Одоев­ским, А. Мицкевичем.

В 1830-34 гг. Глинка позна­комился с музыкальной жиз­нью крупнейших центров Евро­пы. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встре­чался с Ф. Мендельсоном, поз­же среди его друзей появятся Г. Берлиоз, С. Монюшко. Глинка серьезно учился, завершив му­зыкальное образование в Бер­лине у известного теоретика З. Дена.

Рождение русской оперы

Весной 1834 года Глинка вернулся на ро­дину и приступил к со­чинению задуманной оперы. Вдали от ро­дины он в полной ме­ре осознал свое ис­тинное предназначе­ние. «Мысль о нацио­нальной музыке... более и более прояснялась, воз­никло намерение создать русскую оперу».

Сюжет оперы был предложен В. Жуковским – подвиг русско­го крестьянина, пожертвовавше­го жизнью ради Родины. За осно­ву была взята поэма «Иван Суса­нин» из сборника «Думы» поэта- декабриста К. Рылеева. Автор либретто, придворный поэт Г. Ро­зен, придал тексту монархиче­скую окраску. К новой опере про­явил внимание сам Николай I. Так появилось новое название опе­ры – «Жизнь за царя». В некото­рых эпизодах Глинке удалось из­менить текст Розена, приблизить его к авторской концепции.

Премьера оперы была воспри­нята деятелями русской культу­ры как большое событие. Высо­ко оценили оперу русские, а поз­же и зарубежные критики. Пуш­кин, присутствовавший на пре­мьере, написал:

Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися Русь! Наш Глинка –

Уж не Глинка, уж не Глинка,

а фарфор!

Дата премьеры – 27 ноября 1836 года – стала днем рожде­ния национальной классической оперы. Одоевский писал: «С опе­рой Глинки является то, чего дав­но ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начи­нается в его истории новый пери­од: период русской музыки». «Это более, чем опера, это националь­ная эпопея», – писал в 1840 году французский критик А. Мериме.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Суса­нина» началась работа над опе­рой «Руслан и Людмила». Мешали этой работе неудачная женитьба, завершившаяся разводом, от­нимавшая много сил служба в Придворной певческой капелле. Сильным ударом стала трагиче­ская гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением. Ме­шала бытовая неустроенность. Но работа продвигалась, а парал­лельно появлялись и другие про­изведения – романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Про­щание с Петербургом».

Около шести лет работал Глин­ка над второй оперой – «Руслан и Людмила». Но ее премьера 27 ноября 1842 года принесла ему немало огорчений. Враждебно встретила оперу аристократиче­ская публика во главе с импера­торской фамилией. Среди сто­ронников Глинки мнения резко разделились. Высокую оценку она получила в статьях В. Одоев­ского, О. Сенковского, Ф. Кони. Музыкой ее восхищались Ф. Лист и Г. Берлиоз. Причины сложного отношения к опере заключают­ся в новаторской сущности про­изведения, с которого начал­ся неведомый ранее сказочно- эпический оперный театр. Глин­ка «на былинный лад распел пуш­кинскую поэму». Солнечная музы­ка перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скро­ется тьма!», а яркий националь­ный стиль оперы как бы выраста­ет из строк; «Там русский дух, там Русью пахнет». С 1846 года опе­ра сошла с петербургской сцены и после нескольких представле­ний в Москве надолго прекратила свою сценическую жизнь.

В России и для России

Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Па­риже (1844-45) и в Испании (1845- 47), специально изучив перед по­ездкой испанский язык. В Пари­же с большим успехом прошел концерт из произведений Глин­ки, по поводу которого он писал: «...Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и сво­ими произведени­ями, написанными в России и для Рос­сии». А в Испании Глинка создал две с и м ф о н и ч е с к и е пьесы: «Арагонская хота» и «Воспоми­нание о летней ночи в Мадриде». Одновременно с ними появилась знаменитая «Камаринская», гени­альное «русское скерцо» – фанта­зия на темы двух русских песен. С этих произведений ведет свое на­чало русская симфоническая му­зыка. Позднее Чайковский отме­чал, что «настоящая русская сим­фоническая школа» вся в «Кама­ринской» подобно тому, как весь дуб в желуде».

Расцвет реалистических прин­ципов «натуральной школы» по­влиял на замыслы композитора. В начале 50-х годов он задумыва­ет программную симфонию «Та­рас Бульба» (на сюжет повести Го­голя) и оперу-драму из народно­го быта «Двумужница» (по однои­менной драме А. Шаховского).

Весной 1856 года Глинка уе­хал в Берлин. Он был увлечен созданием оригинальной систе­мы русского контрапункта. Но 3 (15) февраля 1857 года Михаил Глинка скончался в Берлине, а в мае того же года его прах был перезахоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. Его музыкальные замыслы впослед­ствии получили развитие в твор­честве С. Танеева, С. Рахмани­нова и других известных русских композиторов.

Первый памятник композито­ру в России открылся в Смолен­ске 20 мая (1 июня) 1885 года. На высоком пьедестале с корот­кой надписью «Глинке – Россия. 1885 год» возвышается бронзо­вая фигура композитора с дири­жерской палочкой в руке. 27 мая 1982 года был торжественно от­крыт Дом-музей М.И. Глинки в Но­воспасском.

Любопытно, что бюст Михаи­лу Глинке в 1910 году был уста­новлен и освящен в Киеве, пе­ред зданием музыкальной шко­лы Русского музыкального обще­ства в начале улицы Прорезной. В 1955 году памятник был пере­несен в парк Мариинского двор­ца, ныне резиденция украинских президентов. Дело в том, что Ми­хаил Иванович имеет прямое от­ношение и к первой украинской опере. В свое время в качестве капельмейстера императорской капеллы, будучи в столице Мало­россии, Глинка не мог не заме­тить талантливого молодого свя­щенника из черкасского села Го­родище, который пел в митропо­личьем (самом престижном) хоре Киева первой половины XIX века. Грядущую звезду оперной сцены звали Семен Гулак-Артемовский. Так началась удивительная исто­рия восхождения к славе лучше­го баритона тех лет.

Благодаря поддержке Глинки, Гулак-Артемовский завершил му­зыкальное образование в Евро­пе, а затем поступил в оперную труппу императорских театров и свыше двух десятилетий зани­мал положение одного из веду­щих певцов русского музыкаль­ного театра. В 1852 году в свой бенефис Артемовский поставил собственный водевиль «Ночь на­кануне Иванова дня». А потом он написал первую украинскую опе­ру «Запорожец за Дунаем», доны­не популярную в народе. Сюжет «Запорожца за Дунаем» подска­зал историк Н. Костомаров. Ли­бретто, тексты вокальных и раз­говорных номеров, оркестровая партитура и клавир – все это на­писал сам Артемовский. Умер Семен Степанович в 60 лет и по­хоронен на Ваганьковском клад­бище в Москве. Его судьба – не только успешный менеджерский проект Михаила Глинки, но и еще одно доказательство русской от­зывчивости.


Автор:  Святослав ИВАНОВ


(Нет голосов)

Комментарии

Текст сообщения*
 Защита от автоматических сообщений